Статья Льва Григорьевича Оршанского - психолога и психиатра, специалиста по игрушкам, детским играм и детским рисункам посвящена истории игрушек и называется "Исторический очерк развития игрушек и игрушечного производства на Западе и в России", она была написана в 1912 году. Сегодня мы продолжаем её публикацию.
Ссылки на предыдущие части статьи ниже под текстом.
Фото (кроме подписанных черно-белых) взяты для иллюстрации и не имеют непосредственного отношения к описанным в тексте конкретным видам игрушек.
"Своеобразные игрушки знаменитого венского профессора Коло Мозера легко понятны знакомому с его творчеством вообще, но чужды, несомненно, детскому вкусу. Эти игрушки вычурной упрощенностью, элегантностью высоко развитого вкуса напоминают прелестные, но не детские игрушки XVIII века. В выдержанном нововенском салоне, на вычурной этажерке эти вещи прелестны, но для живой игры, для здорового ребенка, не дрессированного родителями в умении разбираться в новых направлениях, эти игрушки едва ли годятся. А ученики Коло Мозера, конечно, еще больше перемудрили, и на нескольких выставках „искусства для детей“ можно было видеть в Вене прямо несуразные, часто карикатурные вещи. По-видимому, дальше выставок и нескольких магазинов художественных мелочей эти вещи и не проникли пока.
Гораздо ближе к действительности, к детскому миру подошли новые баварские (Мюнхен, Партенкирхен, кое-кто в Нюрнберге) игрушки. Объясняется это живучестью традиций народного искусства в Мюнхене. Известно, что простоту, нечто деревенское и провинциальное Бавария наложила даже на тонкие французские стили. То же сказалось и на новых мюнхенских игрушках: народные типы, юмор простого быта, костюмы, нетронутые городом, веселье и какая-то особая, заманчивая привлекательность, которая неудержимо тянет одинаково взрослого и малого к игрушечной витрине. Эта близость к местной жизни, народничество в лучшей форме, встречается и на севере Германии — Любеке и Бремене — и точно так же воссоздает жизнь народа и деревни в игрушках.
В Дрездене и Любеке известными архитекторами использованы модели выдающихся памятников быта (замки, крестьянские типичные постройки, целые деревни) для игрушек: изготовлены ящики с частями этих моделей, — и дети могут сами восстановить эти здания. Таким образом, игрушка срослась с историей, этнографией и может служить в одно и то же время как для изучения родиноведения, так и для художественного воспитания. Действительно, художники здесь, по-видимому, подошли очень близко к плодотворному источнику вдохновения.
Простота исполнения, взятый прямо из жизни вымысел, наблюдение, всегда что-то веселое, смешное, сразу нравящееся в игрушке, — все это сближает такую новую художественную игрушку с исторически переданной нам народной игрушкой, испытанной детьми уже целыми тысячелетиями.
Непрерывность народной традиции, с одной стороны, и близость к современной жизни — с другой, ручаются за жизнеспособность этого направления — художественно-народнического — в обновлении игрушки. Позднее участие психологов и, может быть, педагогов, знакомых с первым годом ребенка, дошкольной и внешкольной жизнью, может внести поправки в эти искания и тоже осветить дальнейший путь. Игра, как потребность души, как основной инстинкт, как начало творчества, требует игрушек, — и художник их создает.
Вот краткий очерк истории игрушек. Она начинается в глубочайшей древности, сопровождает человека на всех ступенях развития, идет рядом с искусством, и когда происходит раскол между народным творчеством и „высшим“ искусством, когда ремесло отделяется от прикладного искусства, игрушка тоже переживает большие перемены: для простых и бедных детей остается все та же старая примитивная игрушка, которую делает сам отец, либо за грош покупает у кустаря; здесь дети еще играют. Для богатых работают художники, механики, создаются предметы роскоши, которые отлично сохранились в музеях. Потом выступает фабрика. Ее цель — дешево и плохо.
Теперь снова приближается эпоха сближения чистого искусства с прикладным; влияние искусства растет с каждым днем. Игрушки вошли в круг работы художника. Судьба игрушки находится в руках тех, кто всего способнее понять детскую душу.
Русская игрушка в ее прошлом и настоящем остается до настоящей минуты наименее выясненной главой в общей истории игрушек.
Для истории игрушек нет в русской литературе подготовительных работ. Невелики сведения о кустарях, занятых игрушечным промыслом. Фабричное производство игрушек ограничивается несколькими фирмами; организации фабрикантов, подобно французской, у нас нет. Во всяком случае и кустарное и фабричное производство игрушек заполняет лишь в весьма незначительной степени спрос населения на эти предметы, — и весь наш рынок заполнен иностранными игрушками.
Так же слабы и отрывочны исторические сведения о появлении и распространении игрушек в древней России.
Вот почему наш очерк в этой части будет отличаться особенной неполнотой.
Археологические раскопки на юге России, на Кавказе и др. местах дали русским музеям (Эрмитажу) вместе с другими предметами материальной культуры частью и игрушки, но это либо античного характера, либо азиатского происхождения; во всяком случае это — памятники чуждого нам быта, и интересны они для нас потому лишь, что в настоящее время эти земли составляют территорию России.
О таких находках говорят проф. Самоквасов, Байерн, Забелин и др. Как и на Западе, игрушки для детей высших классов резко отличались от тех, которыми играли их ровесники „низкого“ звания. Любопытна запись в книге расходов императрицы Екатерины I от 26 декабря 1721 года: „Куплено в Москве разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне — три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одна утка, при ней трое детей, город с солдатами, три баули, за все заплочено четыре рубля девять алтын две деньги“ (на наши деньги около 40 рублей).
Быть может, это были те самые резные художественные игрушки, производство которых осталось и поныне в Московской губернии. В XVIII веке вся русская высшая культура находится всецело под властью французского вкуса. В конце этого столетия появилась в России масса детских книг в переводе с французского, мифологии, нравоучительные басни; учителя-гувернеры были французы; понятно, и игрушки были также французские.
В богатых дворянских семьях и сейчас сохранились кое-где чудесные французские игрушки ювелирного характера.
Куклы, их лица, прически, костюмы отражают великую историю конца XVIII века — пышные туалеты последних лет старого режима, затем античные веяния в эпоху первой империи, стремление к простоте, однако не без жеманства. Но все это было у нас наносное, хотя и долго держало наш вкус в полном подчинении.
Затем наша культура попадает в руки нового хозяина: выдвигается немецкое влияние; школа, учителя, учебники, пособия, игрушки — тоже все из Германии, все дешевое, доступное, умело распространяемое, крепко оседающее.
К нам попадала по преимуществу игрушка фабричная, о сбыте которой торговцы старательно заботились. Оттуда присылали детям немецких оловянных солдатиков, но потом стали делать и русских, куклы с лицами болвашек и т. д.
Русские оптовые торговцы привыкли ездить 1—2 раза в год в Нюрнберг или Зоннеберг за игрушками, как едут в Лейпциг за мехами, добытыми в Сибири. Так дело обстоит и поныне: большинство игрушек — иностранные, и главным образом — германские, фабричные; для новых художественных опытов в игрушечном деле наш рынок еще не подготовлен; само общество с первыми шагами художественного воспитания не знакомо, а посредники не имеют никакой надобности и, конечно, никакой склонности прокладывать новые пути: и старый товар дает достаточно прибыли.
Но рядом с этим у нас есть старый кустарный игрушечный промысел. Старый — относительно, но все же он имеет за собою около двух столетий.
Интерес нашего общества к игрушкам все же растет. Первым внешним проявлением этого надо считать значительное внимание, которое вызвала первая русская выставка игрушек в Санкт-Петербурге в 1890 году. В то время — до распространения идеи художественного воспитания — выставка преследовала цели педагогические. Поэтому на ней замечалось хаотическое смешение иностранного с русским, учебных пособий с игрушками. Тут участвовали и Фребелевское общество и детские сады; особенно большое место отведено было изделиям фабрики игрушек Фиреке и Лейтке в Риге. Однако и тогда уже наибольшее внимание обратили на себя кустарные игрушки.
Заслуживает быть отмеченным опыт Николая Дмитриевича Бартрама в его учебной мастерской. Желая развить в детях творческие силы, Николай Дмитриевич направил их работу не столько на механическое обучение столярному делу, сколько на воспроизведение детьми заинтересовавших их предметов в форме игрушек.
Результаты получились во всех отношениях хорошие: дети очень скоро научились передавать свои наблюдения в игрушках, овладели попутно техникой столярного и токарного ремесла — и стали зарабатывать. Это навело Николая Дмитриевича Бартрама на мысль положить в основу игрушки окружающую жизнь, наблюдение, этнографическое, бытовое начало.
Кустарные игрушки последних лет собраны в Московском Кустарном музее.
Затем начинается период энергичной и сознательной работы Московского Кустарного музея, организация его учебной игрушечной мастерской, две выставки, устроенные Николаем Дмитриевичем Бартрамом и вызвавшие небывалый сердечный интерес к народному творчеству.
Рядом с проявляющимся у художников интересом к игрушкам (А. Бенуа, Ламбин, Бартрам, Ефимов и др.) это возрождение народного искусства обещает в будущем много радости нашим детям, рост кустарного дела и открытие иностранного рынка русским игрушкам".
Лев Оршанский
Начало статьи здесь:
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Подготовка материала: Милена Курганова, директор галереи "Кукольный переулок", директор Международного Объединение Авторов кукол, куратор и экскурсовод выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды", соорганизатор выставки "Праздник кукол. Кремль в Измайлово"
Галерея "Кукольный переулок" находится в Измайловском кремле по адресу: Измайловское шоссе, дом 73ж, 8(916)037-16-24, 8(910)452-62-86 www.kremlin-izmailovo.com - Кремль в Измайлово
Филиал галереи находится в Московском театре кукол (МТК) на Спартаковской улице
www.mospuppets.ru - Московский театр кукол (МТК)
Инстаграм @kukolny_pereulok_kremlin
Наш канал "Япония. Куклы, сказки и легенды"
Наш канал "Небесная библиотека"