"Версальский роман" был снят в 2014 году и этот фильм стал вторым, в создании которого британский актер Алан Рикман принимал участие как режиссер, и предпоследним фильмом с его участием.
Как вы могли понять из названия, события фильма происходят во Франции, и тем удивительнее, что сняла его британская команда. ВСе мы прекрасно помним манеру Алана Рикмана держать себя: типично британская сдержанность, размеренная речь, безупречная осанка, тщательно выверенные жесты. И этот фильм, снятый под его руководством, получился именно таким.
История, которую рассказывают нам авторы, произошла в 60-х годах 17 века. Людовик XIV, "король-солнце", стоит роскошный дворцово-парковый комплекс, который станет известен миру как Версаль. Архитектор Андре Ленотр ищет человека, который смог бы спланировать необычный сад, подобных которому еще не было в мире. Десятки садоводов со всей Франции и даже из-за рубежа претендуют на эту должность, но совершенно внезапно получает ее никому неизвестная женщина Сабин де Барра.
По жанру этот фильм - классическая мелодрама, самая настоящая, подобная тем, которые стотысячными тиражами публикуют в категории "женская проза". Все в нем подчинено закону жанра: сильная героиня с личной трагедией в анамнезе (погибли муж и малолетняя дочь) ищет утешения в работе садовником и желает доказать, что и она имеет право, ее не принимают (баба жеж). Как и положено, больше всех ее не принимает сам Ленотр, который любит, чтобы все было геометрически выстроено, а Сабин с ним спорит, уверяя, что для королевского сада необходим небольшой хаос - собственно, оригинальное название фильма и звучит как "A Little Chaos" - "Маленький хаос".
Появляясь при дворе Сабин и приносит с собой тот самый "маленький хаос": она переворачивает все представления о ландшафтном дизайне, закручивает роман с Ленотром, которого любить противопоказано, ведь он женат, а тут еще и овдовевший король начинает подбивать к ней клинья...
Несмотря на то, что среди персонажей фильма есть реальные исторические личности, его никак нельзя считать историческим - он анахроничен и изобилует неточностями. Если Людовик XIV и Андре Ленотр исторические личности, то Сабин да Барра персонаж вымышленный. События происходят во время начала строительства Версаля, но по ходу фильма умирает королева, а Мария-Терезия скончалась 30 июля 1683 года, когда Версаль и парк уже были отстроены. После того, как становится известно о смерти королевы, Людовик XIV говорит Сабине, что детям лучше в Версале, но ни один из его шести детей не дожил до 1683 года.
В целом фильм довольно скучный, все интриги раскрываются сразу, темп довольно вялый. При том, что в фильме заняты сильные актеры: Алан Рикман, Кейт Уинслет, Стенли Туччи, Хелен Маккрори, никто из них не смог развернуться в полную мощь из-за слабо прописанных образов. Сценарий писали сразу три автора - Джереми Брок, Элисон Диган и сам Алан Рикман. Увы, не получилось. Добавьте к этому унылую музыку, в которой нет ничего общего с роскошью барокко и она только добавляет тягомотины в ход фильма.
О бюджете фильма нигде не упоминается, но, судя по декорациям и костюмам, он был невелик. Особенно по костюмам - бедненькие, никакой роскоши, а ведь король-солнце любил блистать и сражать своим богатством. Увы, не в этот раз.
Пожалуй, только пейзажи украшают картину - они на самом деле великолепны. В целом, фильм относится к категории "на один раз" и представляет интерес только для поклонников Алана Рикмана.