Плоские структуры на порядки эффективнее традиционных иерархий подавления, это факт. Так же, как и то, что их работу нужно уметь координировать. Свобода плоских структур в самоорганизации, а не в анархии. Часть этой самоорганизации - система ролей, обеспечивающих функционирование плоской структуры. Одна из них - роль фасилитатора, отвечающая за регулирование встреч, на которых в горизонтальных организациях принимаются решения.
Благодаря действиям фасилитатора встречи в кругах (объединениях людей вокруг смыслов, решения определенных задач) проходят быстро, обсуждение идет только по заданной теме, не уходит в сторону, все участники имеют возможность высказаться по делу, интеллектуальный продукт команды в результате встречи улучшается.
Фасилитатор – эксперт в управлении процессом встречи, ведущий.
Он обеспечивает успешную групповую коммуникацию. Это не один из участников обсуждения, но роль, действующая в интересах команды.
У каждого фасилитатора свой стиль работы, в каждой группе своя динамика.
Опытный фасилитатор адаптирует инструменты под потребности каждой группы и встречи. Он дает возможность всем, независимо от особенностей личности, разницы мнений, высказаться и помочь группе добиться результата.
В Neuromap методология проведения встреч в плоской структуре называется Community of practice, Сообщество Практиков.
Она предполагает обмен практиков (участников кругов) кейсами, получение обратной связи от коллег, обогащение друг друга инсайтами и улучшение результатов работы, в результате этого взаимодействия.
Формат этого взаимодействия – встречи, их регулирует фасилитатор. Он отвечает за устный продукт коммуникаций.
- Он не участвует в обсуждении, он только его модерирует, следя за тем, чтобы все слышали и понимали друг друга
- Он дает слово участникам встречи, в том числе в части возражений и комментариев
- Он задает уточняющие вопросы участникам, чтобы убедиться: всем всё понятно
- Он держит ход обсуждения в русле заявленной темы
- Он поддерживает энергию обсуждения, драйв, удовольствие от общения его участников.
Каким должен быть фасилитатор?
- Он должен быть уверенным в себе, владеть своим голосом
- Он должен уметь структурировать беседу, интегрировать две мысли в одну
- Он не должен бояться сталкивать людей в споре, в нем должна родится истина.
- Он должен уметь остановить беседу, если она начинает превращаться в болтовню (бла – бла - бла). Все участники встречи равноправны. Для фасилитатора статус участника в компании, его должность, не должны иметь значения. Во время встречи главный – фасилитатор.
- Если нет специального тайм – кипера, фасилитатор должен следить за временем.
Откуда берутся фасилитаторы?
В роли фасилитатора может выступать приглашенный специалист, но лучше «выращивать» фасилитаторов в самой компании, пробовать на эту роль разных сотрудников, потому что фасилитатор управляет очень важной составляющей - культурой общения.
Если она есть, Community of practice будет регулярно продуктивно обмениваться кейсами и улучшать результаты работы команд.
Так что да здравствуют фасилитаторы!
Нужна помощь в обучении эффективному проведению встреч и фасилитированию? Обращайтесь!
Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.