Найти в Дзене
Бахтин простит

«Метрополис»: библейский блокбастер Фрица Ланга

«Метрополис» Фрица Ланга (1927) представляется мне этаким сверхфильмом, объединяющим в одной точке авторское кино и массовую культуру, библейский сюжет и отличные спецэффекты. Впрочем, обо всём по порядку. Метрополис — это город будущего, разделённый на две части: на промышленное гетто и «живущие в пузыре» богатенькие кварталы. Жизнь в городе идёт своим чередом до тех пор, пока Фредер, сын правителя Метрополиса, не разрывает оболочку пресловутого «пузыря» и не видит, как живёт простой народ. Машины, обслуживанием которых занимаются рабочие, кажутся ему Молохом, требующим всё новых и новых жертв. Машины не подчинены работникам, но работники подчинены машинам. Фредер видит своё призвание в том, чтобы стать посредником между верхним и нижним уровнями Метрополиса. Сын Создателя, спустившийся в мир, чтобы спасти людей… Ничего не напоминает? На деле куда проще выписать моменты, где сюжет фильма не цитирует Библейский канон: здесь легенда о Вавилонской башне, там эсхатология по Иоанну Богос

«Метрополис» Фрица Ланга (1927) представляется мне этаким сверхфильмом, объединяющим в одной точке авторское кино и массовую культуру, библейский сюжет и отличные спецэффекты. Впрочем, обо всём по порядку.

Метрополис — это город будущего, разделённый на две части: на промышленное гетто и «живущие в пузыре» богатенькие кварталы. Жизнь в городе идёт своим чередом до тех пор, пока Фредер, сын правителя Метрополиса, не разрывает оболочку пресловутого «пузыря» и не видит, как живёт простой народ. Машины, обслуживанием которых занимаются рабочие, кажутся ему Молохом, требующим всё новых и новых жертв.

кадр из х/ф «Метрополис»
кадр из х/ф «Метрополис»

Машины не подчинены работникам, но работники подчинены машинам.

Фредер видит своё призвание в том, чтобы стать посредником между верхним и нижним уровнями Метрополиса. Сын Создателя, спустившийся в мир, чтобы спасти людей… Ничего не напоминает?

На деле куда проще выписать моменты, где сюжет фильма не цитирует Библейский канон: здесь легенда о Вавилонской башне, там эсхатология по Иоанну Богослову. Возлюбленная Фредера, кстати, носит имя Мария и даёт свою внешность человеку-машине. Этот человек-машина, в свою очередь, выступает в роли Вавилонской блудницы, поднимающей нижний город на восстание. Достаточно закручено для массового проката?

кадр из х/ф «Метрополис»
кадр из х/ф «Метрополис»

Когда я заявил «Метрополис» как блокбастер, то не шутил. Тут вам и классическая «дева в беде» со всеми вытекающими драками и погонями, и впечатляющие массовые сцены, и вполне съедобные спецэффекты (история о том, как снимались некоторые сцены, достойна отдельной статьи).

Даже сегодня глядя на экран, сложно не заметить объём проделанной работы. Вы можете оценить уровень серьёзности подхода Ланга хотя бы по тому факту, что модели городских небоскрёбов создавались лучшими немецкими архитекторами того времени. В итоге «Метрополис» стал самым дорогим проектом в истории немецкого немого кино и, конечно, не окупился.

Говоря о «Метрополисе» нельзя не отметить выдающуюся актёрскую работу Бригитты Хельм, сыгравшую в фильме свою лучшую роль в карьере. Хотя… даже две свои лучшие роли, будто написанные специально для неё.

«Метрополис» — это безусловно одна из лучших антиутопий, воплощённых на киноэкране. Мне сложно даже представить, сколько режиссёров было вдохновлено этим шедевром мирового кино. Хотя одного можно уверенно назвать по имени. Да, Люк?

кадр из х/ф «Метрополис»
кадр из х/ф «Метрополис»

«Метрополис» начинается и заканчивается одной и той же фразой: «Посредником между головой и руками должно быть сердце». Надеюсь, что и мне удалось взять на себя роль посредника между режиссёром и зрителем.

Всего хорошего и приятного просмотра!

Сергей Фатин, 06.07.2020

Читайте также:

Фильм «Территория девственниц» - британский вариант «Декамерона»?

Почему Лем назвал Тарковского дураком, или «Книга лучше»

«Убийство священного оленя» — триллер для всех, кому надоели триллеры

«Жить» Акиры Куросавы - почему этот фильм не отпускает?

#фантастика #смотреть #XXвек