Село Курово некогда располагалось на восточном берегу р. Учи в восьми километрах северо-западнее села Пушкина. Любопытно, что оно оказалось одним из первых объектов археологических исследований в России: имевшийся в селе курган раскопал во второй четверти XIX в. владелец Курова Александр Дмитриевич Чертков, основатель российских нумизматики и археологии [1]. В начале 1930-х гг. село было снесено и частично затоплено Учинским водохранилищем. С конца XX в. территория бывшего села стала объектом посещения любителей металлопоиска. Время от времени автору настоящей заметки удается выловить в интернете происходящие из тех мест находки, в том числе изделия раннесредневекового времени, среди которых зачастую попадаются фрагменты височных колец. Один из таких фрагментов оказался крайне интересным. Найденный, судя по дате сохранения файла, не позднее апреля 2017 г. предмет представляет собой секировидную лопасть семилопастного кольца, на тело которого накаткой был нанесен геометрический орнамент из ромба и крестообразных композиций (рис.1, 1). По мнению Б. А. Рыбакова, семантика ромба – плодородие, распаханное поле, а крестовидная композиция является символом заклинания пространства [2]. Височные кольца с орнаментированными лопастями или щитками крайне редки. Их изучению посвятили работу Т. И. Макарова и Т. В. Равдина, которые при составлении классификации отнесли предметы с подобным орнаментом к группе I типа 1 вида 1 и датировали второй половиной XII – XIII в. [3].
По мнению исследовательниц, мастерские по производству височных колец с таким декором находились где-то на правобережье реки Москвы, откуда происходят два височных кольца с близкой орнаментацией, опубликованных на Портале древней культуры и искусства «Домонгол». На одном из них орнамент лопастей сделан накаткой (рис. 1, 2), как и на куровском экземпляре, а на втором получен при помощи гравировки (рис. 1, 3). Интересной особенностью второго изделия является изображенный на центральной лопасти так называемый «книжный знак», центральную часть которого занимают два переплетенных овала. Сходная символика имеется на привесках, бытовавших у радимичей в XI–XII вв. [4].
Следует отметить, что лопастные височные кольца курганов Подмосковья в конце XIX – начале XX в. исследователи называли кольцами московского типа [5]. В советское время их стали относить к племени вятичей, но еще в 1970-х гг. Т. В. Равдиной было замечено малое количество находок этого типа колец в верховьях Оки – летописной земле вятичей, в то время как москворецкий бассейн к ней не относился [6].
В то время она не смогла убедительно отстоять свое мнение. В настоящее время ее гипотеза находит подтверждения, в которых среди прочего следует отметить выявление происхождения лопастных колец из лучевых, радимических. Современные исследователи рассматривают бассейн реки Москвы как зону развития роменской культуры и считают, что «для обозначения семилопастных колец целесообразно вернуться к более «этнически нейтральной» и корректной терминологии, предложенной В. И. Сизовым, – «височные кольца московского типа» [7].
Примечания
1. Розенфельд Р. Л., Юшко А. А. Список археологических памятников Московской области. М., 1973. С. 74.
2. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1988. С. 526.
3. Макарова Т. И., Равдина Т. В. Семилопастные кольца с орнаментом // РА. М., 1992. № 4. С. 68, 70.
4. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1988. С. 527.
5. Сизов В. И. О происхождении и характере курганных височных колец и преимущественно т.н. московского типа // Археологические известия и заметки. М., 1895. № 6. С. 180.
6. Равдина Т. В. Семилопастные височные кольца // Проблемы советской археологии М., 1978. С. 187.
7. Кренке Н. А. Классификация орнаментов семилопастных височных колец московского типа и проблема их этнической интерпретации // РА. М., 2014. № 3. С. 49; Чернов С. З. Болшево-3 на верхней Клязьме: северная усадьба и ее этнокультурные особенности (по данным раскопок 2012 года) // Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Вып. 14. М., 2018. С. 77.
Василий Коршун
Альманах ДЕНЬГА №3 (27) / 2019