Разными словами называют данное "мероприятие" - отработка, практика, еще как-то.
Я не застал то время, когда каждый сентябрь у школьников начинался с уборки урожая на совхозных полях. Создавались так называемые "трудовые лагеря", в которых дети проводили время с пользой для общества и для школы.
У нас трудовая практика проходила летом. В зависимости от уровня класса были разные задачи.
В 5-6 классах в нашу задачу входил уход за приусадебным школьным участком. По факту, работы там было на час - полить грядки, или чего-нибудь прополоть. Совершенно не сложно.
В старших классах уже доверяли перетащить что-нибудь тяжелое. Или разгрузить. Или выгрузить.
А класса с девятого мы уже полноценно занимались ремонтом школы, а именно белили внутри школы стены и потолок. Однажды нам даже денег за работу заплатили, но только разрешили отовариться в совхозном магазине.
Сегодня трудовое воспитание детей идет по принципу - "лишь бы кирпич на ногу не упал, иначе хана всем". А это значит, что всё сводится к тому, что "дети, уж лучше сидите на месте, вдруг чего, а нам потом расхлёбывай".
Дети, конечно, довольны. Сегодня им даже пол в классе нельзя мыть.
Конечно, наших деревенских трудом не удивишь. По хозяйству все помогают, с инструментом все знакомы. Но "отработка" это скорее своеобразная игра в настоящую реальную работу.
Нужно приходить вовремя. Нужно поменьше попадаться на глаза главному. Нужно создавать вид бурной деятельности, чтобы потом получить похвалу. Нужно включать голову, когда работаешь с инструментом. Нужно находить взаимопонимание в коллективе.
А самое главное - была радость от того, что отработал в школе свою небольшую смену и теперь имеешь право на отдых.
Уже в школе на отработке видно:
- этот будет всегда на работу опаздывать.
- этот будет руководителем. Всех загнал на кОзлы, а сам стоит командует.
- этот будет снабженцем. Пошел за известью, потерялся на час, а в итоге принес ведро с водой.
- это будет не очень сообразительным. Умудрился тяпкой заехать себе по спине.
- этот вообще работать не собирается (ни разу не пришел).
- этот молодец. Работать будет больше всех, а получать будет столько же.
- этот будет опасный. Умудрился стащить из сарайки единственный в школе секатор.
- этот будет мастеровой. Чтобы не таскать старые бревна на себе, приехал в школу на тракторе.
Как-то в десятом классе учитель труда спросил у нас:
- Как будем пилить деревья - топором или кто бензопилу принесет?
Один одноклассник принес бензопилу.
Ему же и поручили сваливать деревья. Ну, а мы помогали советами.
Что самое интересное, я не помню, чтобы мы расписывались в журналах инструктажей за каждое свое действие:
- инструктаж по технике безопасности пользования тяпкой
- инструктаж по технике безопасности пользования лейкой
- инструктаж по технике безопасности при работе на кОзлах
А как вы считаете - нужно ли школьникам в современном мире испытание трудом?