Найти тему
Живопись

Художник Петрус Ван Схендел: господин Канделябр

Оглавление
Свеча — вечный символ надежды и вдохновения. Многие художники использовали, да и по сей день используют этот образ в своих произведениях.

Кто-то — ради эффектной игры света и тени, иные — ради придания своим произведениям торжественной атмосферы, третьи — для создания у зрителя ощущения уюта и умиротворения.

Бельгиец Петрус Ван Схендел

Но мало кто из живописцев может сравниться с бельгийцем Петрусом Ван Схенделом в частоте и выразительности использования этого символа. Тему ночного мрака и пронзающих его отсветов горящих свечей он фактически поставил во главу угла своего живописного стиля.

Как и полагается художнику романтического стиля живописи, его произведения несёт в себе глубокие морально-нравственные посылы. Утверждают самостоятельное духовное развитие человеческой личности как главную цель жизни. Прославляют силу человеческого духа. Образы его персонажей выразительны и объёмны, пафос и логос произведений — на высоте. И всё же в истории изобразительного искусства XIX он в первую очередь известен по прозвищу «герр Канделябр». То есть как мастер одного-единственного приёма: горящей свечи, рассеивающей ночной мрак.

Манипулятор освещённостью и пространством

Что не очень-то справедливо по отношению к этому замечательному художнику. Ведь никому же не приходит в голову именовать, к примеру, Караваджо: «господин Мрак». Или Эдгара Дега: «месье Балетмейстер». Пуская в ход свой любимый приём, Петрус Ван Схендел ловко и тонко манипулировал освещённостью и пространством, на каждом шагу оставляя подсказки и намёки на истинный смысл той или иной казалось бы банальной бытовой сцены. Раскрывая древние библейские притчи в новым когнитивным ракурсе, делая их актуальными для своей эпохи. И это не говоря уже о том, как филигранна была его работа с цветом и текстурой, с «температурой» полотен.

Петрус Ван Схендел, «Рынок при свечах», 1869
Петрус Ван Схендел, «Рынок при свечах», 1869

«Рынок при свечах»

К примеру, в 1869 году, за год до своей кончины, маэстро закончил писать одно из самый своих замечательных произведений: «Рынок при свечах». Обратите внимание, дорогой читатель, как утомлённый взгляд и поза девушки-торговки дополняется темой христианской символики. Мало того, что коромысло, давящее на устало согбенные спину и плечи, намекает на фигуру распятого Христа. Так ещё и фоновые огни свечей, тут и там тускло мерцающих на мглистом фоне, образуют ту же самую фигуру, как бы «пересекающую» всю торговую площадь. Художник не просто играет со светотенью: на самом деле он славит силу характера простого человека, метафорически «перекрестив» — а значит благословив — то место, куда героиня произведения приносит плоды своих трудов.

Петрус Ван Схендел, «Ночной рынок», 1850
Петрус Ван Схендел, «Ночной рынок», 1850

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться

Почитать еще: