Найти тему

Вячеслав Блохин: «Мне хотелось сухим языком приказов показать ещё одну грань истории комбината и города». 1938-1941 годы.

Оглавление

1938-1941 годы…

В новом 1938 году произошли изменения. Уже в начале января последовал развёрнутый приказ об изменениях в лагерном строительстве:

«1. При Дудинской ОЛП организовать лаг. командировку «М.Дудинка»

2. При Норильском ОЛП организовать лаг. пункт «Каларгон».

3. В ОЛП «Кирпичный завод» включить бывший лагпункт «Валёк».

4. В железнодорожный ОЛП войти лагпунктам 1-го и 2-го участков. Они расположены на трассе железной дороги Дудинка-Норильск».

В начале февраля появился новый отдельный лагпункт – ОЛП «Лама». На этом лагерное строительство В.З. Матвеева можно считать законченным. Он успел создать Горный, Строительный, Транспортный участки, которые вскоре отменил прибывший в Норильск новый начальник А.П. Завенягин. Он велел написать в приказе о том, что приступил к своим обязанностям «начальника Норильского комбината»

(Подробнее о передаче дел Матвеева Завенягину, о том, как много успел за три года сделать В.З. Матвеев, о его дальнейшей судьбе и гибели в Талагилаге Архангельской области, можно прочитать в 5-м томе воспоминаний норильчан «О времени, о Норильске, о себе»).

Только летом 1939 года при А.П. Завенягине началось обустройство зон колючей проволокой, вышками, прожекторами и т.п. В этом году началось проектирование, возможно, и строительство нового типа бараков – каменных из бута (габро-диабаза). Все двухэтажные дома образовали улицу Заводскую. В 2009 году в Норильске оставался один такой двухэтажный барак на улице Заводской. Что сегодня там – уже не знаю. Вполне лагерный раритет могли превратить в гараж. У меня впечатление, что чем больше лет нас отдаляют от лагерного Норильска, тем больше в городе слабеет коллективная память о погибших во времена сталинских репрессий….

В начале 1939 года в документах появилось упоминание о лагпункте 12ПК (12-й пикет). Это место строительства узловой железнодорожной станции Норильск-2, которая располагалась в районе пересечения улиц Октябрьская и Энергетическая. Здесь ещё недавно находилась «Строймеханизация», а сейчас это одно из подразделений АТО ЦАТКа. К концу года на базе лагпункта 12-го пикета была организована командировка Норильск-2 в составе 3-го лаготделения. В июле 1942 года сюда «переехало» и само 3-е лаготделение. Соответственно изменилось и название места. Этот переезд 3-го лаготделения был, кстати, не последним. О его перемещении смотри ниже.

Перечитывая документы 1940 года, неожиданно для себя я обнаружил, что и в Норильске существовало, помимо Дудинского, 4-е лаготделение. Оно находилось в 350 метрах от Нулевого пикета. Точнее не знаю, пока..И ещё одно, случившееся в этом же году. В начале февраля всех несовершеннолетних заключённых (дико звучит, но такова реальность!) собрали из всех лагерей в один, поселили их в особый барак – в бывшую столовую 1-го лаготделения.

5 февраля 1940 года ликвидировали центральное ШИЗО. Оно находилось в Норильске-2 и к тому времени входило в 3-е лаготделение. Это помещение передали в САНО, санитарному отделу управления лагеря. Здесь стали лечить больных, слабосильных и выздоравливающих заключённых. Но при этом, замечу, усиленный режим изолятора сохранили и подчинили его 5-му комендантскому отделению.

В сентябрьские приказы о дислокации лагерных подразделений нового ничего не внесли, если не считать маленькой детали: 2-е лаготделение поглотило территорию 3-го и 4-го. Вот так и исчезла самостоятельная единица – лагерь №4 в Норильске. 3-е лаготделение продолжило существование с подкомандировками на станциях железной дороги, с Дудинским желдоручастком, с внутризаводским транспортом.

В конце 1940 года началось обустройство строительства рудника открытых работ (РОР) «Угольный ручей», и 28 декабря этого года был организован лагпункт «РОР «Угольный ручей» из трёх больших палаток на 500 заключённых.

В дальнейшем, в 1943 году, лагпункт стал 10-м лаготделением с присоединением лагпункта «Кислородный», который находился на горе Рудная. Сейчас это район ЦРГО (цеха ремонта горного оборудования), а само 10-е отделение находилось на северном участке горы Надежда. Сегодня там ничего нет. Всё поглотил отвал породы.

Штрихи из жизни Норильска: 1938-1941годы

1938 год выдался очень снежным. Только на расчистке железнодорожных путей работали 1400 человек (читай: заключённых). Очень выручили щиты деда Ветродуя. Инженер Михаил Георгиевич Потапов (заключённый) придумал и рассчитал защитные щиты так, что поставленные с учётом направления ветра, они помогали расчищать железную дорогу и автомобильные пути с помощью ...самого ветра. Ускорить внедрение щитов помог…донос на него: «что-то пишет, осматривает местность…». Так простейшие в изготовлении щиты Потапова позволили сократить путь только по железной дороге в Дудинку с 18 часов до 6-8!

В 1938 году начальником Норильлага и Норильского комбината был назначен Авраамий Павлович Завенягин. Он только принял дела, как к нему на приём пришла учительница Наталья Ивановна Царёва. Она поставила вопрос ребром: «Семейных в Норильске стало больше, отправлять старшеклассников в Дудинку не годится. Нужно самим строить школу…». Было решено немедленно приступить к расширению начальной школы: работали круглосуточно. И первая норильская средняя школа открылась 1-го сентября.

Проектное бюро реорганизовано в отдел, здесь интересные проекты зданий создают знаменитые (читай: заключённые) архитекторы городов России, Еревана, Ленинграда… .Заработала опытная металлургическая установка (опытный конвертер). Получены первые полторы тонны файнштейна.

В 1938 году геологи нашли залежи жильной руды, которая не требовала обогащения и сразу шла в плавку. Строительство опытной фабрики затормозилось. Тем не менее данные геологических исследований говорили, что жильная руда – это не навсегда, её запасы невелики и к вопросу обогащения руд придётся вернуться.

Из приказов по управлению Норильскстрой и ИТЛ НКВД, 1938 год:

«На лагерных пунктах и дистанциях с первых же дней выхода на работу задаётся полная 10-часовая норма, и естественно, рабочие её не выполняют, не имея втянутости и навыков на работе, что приводит к нареканиям со стороны рабочих, недополучению ими положенного довольствия и переутомлению…».

«В палатках и бараках грязные полы и стены, отсутствует вентиляция, отсутствуют , как правило, места для сушки обуви и портянок, отсюда спёртый воздух, вредный для нормального отдыха… Пища принимается преимущественно на койках, т. к. отсутствуют столы, скамейки. После обеда многие лагерники ложатся на койки в грязных сапогах, никто их не останавливает… На Вальке з/к з/к 7-8 км водятся в баню, на что затрачивают весь свой выходной день…Культурно-воспитательная работа совершенно не налажена, воспитатели не знают, как за дело взяться. Полное отсутствие игр (шашек, шахмат), книг насчитывается несколько десятков, остальные с прошлого года. Не организованы кружки самодеятельности, несмотря на наличие желающих. На Вальке продолжительное время отсутствует стенная газета…, которая особенно теперь, при новом контингенте, должна освещать жизнь лагеря…».

-2

Из-за снежных заносов, нехватки машин, тракторов на первое место в норильской жизни вышел железнодорожный транспорт. И не просто железнодорожный, а внутризаводской. Директор комбината 28 ноября 1939 года издал приказ №493: «Все местные перевозки в пределах промплощадки Норильского комбината выделить в цех внутризаводского транспорта с подчинением управлению строительства. На цех возложить все перевозки по снабжению строительных и эксплуатационных цехов местными материалами (вальковский лес, кирпич, бетонит, камни с кирпзавода, руда, песок, бутовый камень, гравий и грузы).

Цеху внутризаводского транспорта выделяются паровозы серии 157 за №43, серии 159 за №631, 633, 635, 637, 639, два мотовоза и 60 вагонов по прилагаемому списку. Передачу всех имущественных ценностей…произвести в пятидневный срок».

В октябре между между Норильском и Дудинкой установлена телефонная связь. Создан коммунальный отдел комбината. На Октябрьской улице начали строить продовольственные склады. Здесь уместно заметить, что с едой в Норильлаге положение было получше, чем на Печоре, Дальнем Востоке, в Красноярске…. Металл стране нужен был позарез, а потому людей нужно было кормить так, чтобы им хватало сил на тяжёлый труд в суровых условиях Заполярья…Отмечено в документах, что в Норильлаге по сравнению с другими северными и отдалёнными лагерями смертей было меньше…

-3

Творческий дух норильчан (читай: заключённых с мировыми именами) поражает: здесь изобрели и применили прочный строительный материал гипсолит (смесь гипса и золы); горняки применили горячее бурение, что позволило выполнить полторы дневной нормы добычи руды; по собственным рецептам химики изготавливали реактивы в лаборатории; стеклодувы делали химическую посуду, даже беззольные фильтры…На любом рабочем месте, будь это шахтёры, металлурги, строители, обогатители, находились творцы…

В 1939 году металлурги малого металлургического завода выплавили первые 75 тонн штейна. Летом суда речного и морского пароходства впервые загрузили норильским углём для обратных рейсов. Норильский уголь стал первой товарной продукцией комбината. В 1940 году вступили в строй малая агромерационная и малая обогатительная фабрики. За год строители сдали для заселения 3950 квадратных метров жилья.