Найти в Дзене
РусКонтур

Новая жизнь, новая религия, новая икона. Казимир Малевич

Какую картину вспоминают чаще всего, когда говорят о современном искусстве – непонятном и, часто, не принятом? Ну, конечно, знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича. Это бесконечные: «Я так умею!», «Он что – рисовать не умел?», «Это что за ерунда, взял и закрасил холст...»

Казимир Малевич, автопортрет, 1933 год
Казимир Малевич, автопортрет, 1933 год

Нет, как раз рисовать он умел и превосходно. У Казимира Малевича великолепная академическая техника и как реалист он мог бы тоже состояться, но ему этого было мало. Малевич не только практик, но и теоретик искусства. Его работы, тем более поздние, надо воспринимать, прежде всего, через его Манифест Супрематизма. А «Черный квадрат» не что иное, как его самая яркая иллюстрация.

"Чёрный квадрат", 1915 год
"Чёрный квадрат", 1915 год

На первой выставке, где была представлена эта картина, «Черный квадрат» был расположен в Красном углу (где обычно располагают иконы). Он, собственно, и был Новой иконой Нового времени, которое Малевич не мог принять. Квадрат, по замыслу художника, должен был стать образом Матери-Сырой-Земли, земли, которая стремительно исчезала из-под рук и ног крестьянства под наступом индустриализации и коллективизации.

"Девушки в поле",  1928-1932 гг
"Девушки в поле", 1928-1932 гг

Тема крестьянства не раз поднимается Малевичем в его творчестве, и, если ранний период полон романтики, восхищением практически волшебным трудом крестьян: «На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти всё лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и «цветными» работниками, которые пололи или прорывали свёклу. Взводы девушек в цветных одеждах двигались рядами по всему полю. Это была война. Войска в цветных платьях боролись с сорной травой, освобождая свёклу от зарастания ненужными растениями», то второй период, поздний – полон драматизма и трагизма.

"Девушка с красным древком", 1933 год
"Девушка с красным древком", 1933 год

Его крестьяне лишены лиц – они им больше не нужны, личность не имеет значение. Все общее. Земля – колхоз, а крестьянин – часть огромного обезличенного организма. На некоторых работах у людей вы даже не найдете конечностей, зачем они – ведь все, что было дорого и знакомо, исчезло. Он называл их «полуобразы», вроде бы и узнаваемые фигуры, но так похожи друг на друга.

"Крестьяне", 1932 год
"Крестьяне", 1932 год

Второй цикл о крестьянстве (поздний) рассматривают как один из самых ярких и сильных символов крестьянского сопротивления коллективизации.

Подлинное русское - в историях, местах и людях, на странице "Русский контур". Подписывайтесь ❤

Так же подписывайтесь на наш канал на YouTube❤

Читайте так же:

Барон Унгерн, освободитель Монголии
Дом городского головы Алексеева в Леонтьевском переулке
Русская итальянка Медея Фигнер и ее супруг Николай Фигнер
Как отдыхали Высочайшие особы на дачах
Русский поэт Александр Черный
Особняк Миндовского в Москве
Владелец крупного книжного магазина Александр Смирдин
Усадьба Всеволожского в Троицком - Шереметьеве
"Юбка-вдохновительница" Дениса Давыдова
Барон Унгерн, русский бог войны. Часть первая
Тмутараканский камень
Лев Голицын - легенда российского виноделия
Курильские острова
Выдающийся ученый Владимир Ипатьев