Найти тему
Natalia Szerebriakova

Вена life: Глобализация и Природа

Привет всем!

Эта статья объясняет изменения в понятии "Природа", произошедшие всвязи с новым политическим направлением, глобализмом. Статья написана Улрихом Брандом для книги немецких эко-социалистов "Алфавит Глобализма". Я публикую статьи из книги еженедельно, читайте и другие статьи.

Природой называется совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат и т.п.), органический (живой) и неорганический (неживой) мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

Неживая природа - это совокупность природных объектов, в которых не обнаруживается феномена жизни. Живая природа - это совокупность живых организмов, обитающих на планете, среды их обитания (биосфера), включая человека и плоды его деятельности (ноосфера).

"Природа - основа жизни человека, мы должны есть, дышать, жить. Человечество воспроизводит себя из поколения в поколение, и социальные условия жизни человечества становятся все более предсказуемыми, что помогает избежать трудностей и эффективно воспроизводиться.

В буржуазно-капиталистическом обществе господство над природой и ее разрушение становятся доминирующими. Уже до капитализма эксплуатация природы была чрезмерной, но капиталистическая эксплуатация природных ресурсов достигла совершенно новых масштабов. Доминирующие политики определяют природный мир (в том числе, человека) как товар с определенной стоимостью и стараются таким образом интегрировать их в торговый цикл капитала. В соответствии с техническим и социальным развитием все больше и больше слагаемых природы подвергаются экономическим расчетам, становясь, таким образом, торговыми ресурсами. Тем не менее, в обществе были и остаются существовать движения против валоризации естественных условий жизни на Земле, против разрушения природы и связанного с этим ухудшения условий жизни многих людей.

Но только с 1970-х г экологический кризис начал рассматриваться как глобальная проблема. Однако, существуют совершенно разные представления о том, из чего состоит экологический кризис и как с ним бороться. С 1990-х г преобладают стратегии экологической модернизации. Первоначально они не имели никакого отношения к неолиберальным изменениям, а скорее были направлены на борьбу с экологическим кризисом через плановое управление и экономические стимулы. Ресурсы предполагается использовать на уравновешенной основе, благодаря более совершенным технологиям и более высокой производительности ресурсов, а так же интеллектуальным потокам материалов, политическому регулированию и экономическим стимулам, таким как экологические налоги.

Руководящим принципом устойчивого развития экономики (см предыдущую статью) является объединение экономических, социальных и экологических вопросов. Помимо вопросов эффективности, рассматривается также вопрос достаточности "что означает достаточно для человека?" и "сколько считается достаточным для человека?" В настоящее время термин достаточности в какой-то степени потерял свой критический потенциал. Даже на Конференции по окружающей среде и развитию 1992 г в Рио-де-Жанейро, в Бразилии, спустя год после войны в Персидском заливе и заявления Буша о новом мировом порядке неолиберализма, почти не прозвучало никакой критики в сторону преобладающей неолиберально-имперской глобализации. Политические институты глобальной экологической политики, прежде всего Конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии, склонны адаптироваться к доминирующим изменениям неолиберализма.

Кроме того, игнорируются некоторые важные вопросы. Не ставятся под сомнение фундаментальные формы функционирования мирового рынка и мировой политики, а также модели эксплуатации природы. Не ставится под сомнение и олигархический образ жизни среднего и высшего класса неолибералов, проживающих, прежде всего, в северо-западных странах, но который быстро растет и в странах глобального Юга. Концепция устойчивого развития экономики, которая претендует на то, что социально-экономические и экологические кризисы могут быть преодолены при сохранении существующих глобальных экономических и политических условий, является недостаточной. Предлагается также решать глобальные проблемы с помощью западного опыта развития, который критикуется в развивающихся странах.

Критическое понимание природы (в том числе, человека) учитывает тот факт, что господство над природой и социальное господство тесно взаимосвязаны. Не общество, а его капиталистическая конституция и связанные с ней интересы владельцев капитала, мирового среднего класса и правительств, зависящих от процветающей экономики, являются участниками процессов, разрушающих природу.

Социальные природные условия никогда не бывают однородными, а всегда множественными. Существуют различные, всегда оспариваемые способы обращения с природой. Этот факт становится очевидным, например, на Всемирных социальных форумах. Люди и движения в южных странах имеют совершенно иные взгляды на то, как обращаться с природой, чем люди в промышленно развитых странах.

Значительная часть нынешней критики глобализации направлена на различные формы присвоения частей природы (в том числе, человека). Оба конгресса McPlanet.com заслужили большое внимание за критику текущих событий и за указание альтернатив с социально-экологической, политико-экономической, феминистской точки зрения, а так же с точки зрения отношений Север-Юг (т.е. развитых и развивающихся стран). Цель заключается не в том, чтобы подвергать части природы, такие как вода, биоразнообразие или человеческий организм, расчетам прибыли, а в том, чтобы сделать их частью удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Именно здесь объединяются этические вопросы и вопросы власти."

Продолжение следует... Следующая статья посвящена понятию Неоколониализма. Я публикую статьи из книги немецких эко-социалистов "Алфавит Глобализма" еженедельно, читайте и другие статьи.

Спасибо, что дочитали до конца! Прошу поставить лайки и записаться на мой канал!

https://zen.yandex.ru/id/5d1262217dc1f900b030f7bd

Каждая тема имеет продолжение! Читайте мои статьи и советуйте друзьям!