Посмотреть на карту, найти там интересную точку, взять фотоаппарат и поехать. Например, в Мариинский Посад
На Волге очень много городочков, приютившихся вдоль берега. Иные из них побольше, иные совсем крохотные. Сейчас крохотные, а когда бывшие крепкими купеческими городами, прямо как в сказке Пушкина: "С златоглавыми церквами, с теремами и садами". Жаль, архитектура и история таких городов безбожно уничтожается - не всем из них выпало на долю иметь славу Суздаля, Переяславля, Ростова или других известных туристических центров.
Мы выехали утром пятницы - впереди были три выходных дня и почти 210 километров маршрута по Чувашии и Татарстану. Палатки и спальники приторочены к багажникам, котелочек весело побрякивал в походной сумке, настроение было превосходным - ведь впереди нас ждали места, по которым никто из нас до тех пор не хаживал.
Электричка доставила нас на станцию Урмары. Но до станции мы хлебнули чисто российского ноу-хау: театра безопасности. Это когда на вокзалах устраивают "зону транспортной безопасности", и для того, чтобы попасть на пригородный поезд, вы должны пройти досмотр, выложить из кармана всю мелочь, ключи и мобильный телефон и потом ещё экран телефона включенным показать охраннику. Сделано это всё с одной единственной целью - навредить пассажиру. Никакого другого логичного объяснения этому цирку нет, потому что уже на следующей платформе любой желающий может сесть в электричку без досмотра вообще.
Итак, отправной точкой стала станция Урмары с одноимённым посёлком. Но опять же, прежде чем выйти в Урмарах, мы столкнулись с чисто российским ноу-хау в общении с себе подобными, именуемым "быдлоганчиком". Нетрезвого вида и состояния личность (и это в 9 утра первого и трёх выходных дня!) попыталась, всё более входя в резонанс с шатающимся вагоном, пролезть сквозь 6 гружёных велосипедов и велосипедистов с рюкзаками к выходу. На возглас удивления в стиле "Куда!?" последовала великолепная тирада "мневыйтинадочёневидишьянеобязанвасждать". Почуяв скандал, оживились тётки неопределённого возраста в вагоне, упрекая меня в том, что я неподобающим образом общаюсь с "онжевотцытебегодится". Тот факт, что этот потенциальный отец не вязал лыка уже с раннего утра был благополучно проигнорирован. Вот любят у нас алкашей.
Но вернёмся к Урмарам. Мы высадились в совершеннейшей деревне - кажется, такой она была и в 1893 году, когда здесь и появилась станция общества Московско-Казанской железной дороги. Те, кто ездил в Москву из Казани и городов, лежащих дальше на восток, на поезде, наверняка знают, что сейчас от Казани до Москвы проложена фактически прямая нить, на которую бусинами нанизаны Канаш, Сергач, Арзамас, Муром, Вековка, Черусти, Шатура и Люберцы. Однако так было не всегда. Первая дорога шла в Казань кружным путём, через Рязань, Рузаевку, Саранск, Рамаданово (нынче Красный Узел) и Шихраны (нынче Канаш). Поезд до Москвы шёл сутки. Но мы отвлеклись от Урмар: к моменту постройки дороги это была очень крупная деревня в 2,5 тыс чел населения.
Забавный факт: в 1902 году в Урмарах планировалось строительство мебельной фабрики, благо леса в округ было хоть отбавляй. Вместе со строителями и будущими рабочими в Урмары прибыл английский подданный Баум, который занимался скупкой яиц, мяса и масла и перепродажей их в других городах. Через некоторое время Баум развернулся настолько широко, что экспорт шёл уже во Францию, Англию и Германию. Им был построен в Урмарах огромный холодильник, а в 1903 году, спустя год после приезда, им было отправлено по железной дороге 208 вагонов яиц. Правда, в пылу конкурентной борьбы Баум поджёг склады своего соперника, за что был арестован и сослан в Вятскую губернию, а фирма его вскоре разорилась.
Воспоминания о неприятном инциденте на старте очень скоро вытеснили природа и дорога. С первых километров стало ясно - лёгкого пути не жди. Поднялся сильный и холодный северный ветер, нагнал туч и накрыл дождём. Дорога поочерёдно то взбиралась, то сбегала с гор, и по итогу дня у нас вышел набор высоты около 600 метров. Но природа! Какая вокруг лежала природа! Загляденье. Привыкаешь к избитым штампам. У местных это - марийская тайга. Там дескать вся красота окрест. А вот и нет, не вся. Теперь я это точно знаю.
Проехали две небольшие чувашские деревеньки - Чубаево и Батеево. Некогда Чубаево была относительно большой деревней, а сейчас - три двора два кола. Деревни умирают - это факт. Например, к 1902 году население Чубаево достигало почти полутора тысяч человек, в деревне работали две школы - одна земская и одна частная. Любопытно, что большая часть учеников в них была мужского пола. В земской школе обучалась 1 девочка, а в частной - две. Сейчас в Чубаево дай Бог человек полтораста наберётся.
Первой привальной точкой стала деревня Шоркистры, именуемый на чувашском Энёшпуш. Вокруг села очень интересная и необычная для нашей полосы природа. Село находится на так называемом Чувашском плато, у истока реки Малый Аниш. Рельеф в окрестности чрезвычайно разнообразный - овраги, плато, увалы, возвышенности. Некоторые овраги достигают длины 3,5 км и глубины 10 метров. В округе очень много густых лиственных лесов, в которых встречается много дикого зверя.
Стоит в Шоркистрах фантастическая для этих мест деревянная церковь, освящённая в честь Иоанна Богослова и построенная не ранее 1893 (года основания станции Шоркистры) и не позднее 1898 года. Точной даты не сохранилось, как и имени архитектора. Увы, очень мало информации об этом, безусловно, красивейшем храме Чувашии. Ещё в Шоркистрах стоит себе прямо напротив храма старое советское сельпо с фирменной вывеской "Акконд". И люди здесь добрые: бабушка под 90 с палочкой на дороге провожала нас со словами "В добрый путь!"
Вообще с людьми в эту поездку приключались какие-то метаморфозы. Заезжаешь в деревню и не знаешь, как тебя жители встретят. то ли в баню пригласят (и такое было), то ли на вилы поднимут (читай - вызовут полицию). Несмотря на то, что карантин и обсервация к тому моменту в Чувашии были сняты, местные жители деревни Вторые Тойси решили вызвать МЧС. Видимо, исходя из того, что с полицией не заладилось, а председатель сельсовета просто послал излишне активную женщину села. При этом активистку совершенно не смущало, что она с подружками прямо на детской площадке продолжает употреблять активатор: главное вызвать хоть что-то или хоть кого-то. Разумеется, на вызов никто не отреагировал, и угроза "карэновируса" так и осталась висеть над Вторыми Тойсями, но уже без нас.
Кстати, в деревне Вторые Тойси было обнаружено шикарное общественное пространство в виде классной детской площадки из натуральных материалов с элементами здорового риска. Я не шучу. Да, визуально это всё выглядит неприглядно, но всё крепко, работает, а главное - никакого новомодного вырвиглазного пластикового ксиловского говна. Ну как так - такое место шикарное, и такие люди.. ээммм... недобрые? По дороге к ночлегу в качестве компенсации за потраченные нервы мироздание подбросило нам великолепное ромашковое поле!
А вот в Шоршелы заехать не свезло - из-за 14-километровой петельки от Урмар к Шоркистрам пришлось немного сокращать путь. Да ещё и традиционный забредун случился, когда мы ехали точно по навигатору, объехали поле по кругу и вернулись к исходной точке. Дальше навигатор вообще привёл нас задами в чей-то огород. Заполошная хозяйка ни в какую не соглашалась открыть двери изнутри и выпустить нас на волю, хотя до деревенской улицы оставалось 20 метров. Пришлось делать ещё одун петю в пару километров. После этого я немного перекроил маршрут, и мы встали у родника с прекрасным названием "Хороший" буквально в 300 метрах от берега реки Цивиль. Ужин и спать - первый день подошёл к концу.
Второй день начался с лихой горки - пришлось слезть с велосипеда и идти в гору пешком. Вспомнилось моё прошлогоднее приключение в Крымских горах, когда я одолел за день всего 12 километров и взобрался по крутым дорожкам и тропинкам на высоту 1121 метр. Но после горы дорога перестала вообще чем либо впечатлять: ровная лента асфальта вплоть до самого Мариинского Посада.
Мне не было жаль потраченного времени. Мне не было жаль того, что я сюда так рвался. Мне было жаль, что Мариинский Посад, город с богатейшей историей и ещё сохранившимися потрясающими образцами русской провинциальной дореволюционной архитектуры, пребывает в таком запустении и небрежении. На большинстве улиц тупо нет тротуаров. Центр города - квадрат три на четыре квартала. В нём - вся суть и душа Мариинского Посада. Справа от него - Государева гора, на которой обедала сама Императрица Екатерина II (подробнее об истории Мариинского Посада - в отдельной статье). Но ощущение брошенного и никому не нужного города не покидало. Даже заштатный Яранск не производил на меня такого гнетущего впечатления. Жаль. В Чувашии не много мест с богатым туристическим потенциалом. При грамотном подходе Мариинский Посад - одно из них, но увы...
Выехали в обратный путь и сразу же попали в подъём, по сравнению с которым утренняя горка показалась просто раем земным. Километров семь мы ползли в гору, и, наконец, выползли. Но... Всегда встречается в походах вот это вот "но". Приключения нас ждут? Ну мы пошли, они же нас ждут. Вот чего нам не ехалось по асфальту? Нет, надо срезать по грунтам, через лес и поля. Срезали ещё 8 лишних километров. Вернее, нарезали. Дорога по навигатору упёрлась в забор. Дорога на карте есть, а на земле - нет. Вот нет, и всё тут. Зато на земле была другая дорога, которой не было на карте. Коварные они, эти полёвки. В итоге выбрались на берег пруда к деревне Эльбарусово и устроились на второй ночлег.
Ночевали на берегу рукотворного пруда на траверзе Эльбарусово. Как и многие деревни в округе, Эльбарусово имеет русское и чувашское название. Чувашское название села - Хуракасси. Небольшая деревенька, расположенная в 30 верстах от ближайшей железнодорожной станции, никогда не была особо богатой.
Печальную известность Эльбарусово получило 5 ноября 1961 года. В местной школе случился сильный пожар. Дата, как вы, должно быть, заметили, предпраздничная: на носу стояло 7 ноября, священный для коммунистов Всея Руси день. В школе проходило торжественное собрание и концерт. Актового зала в школе не было, под подобные мероприятия использовались две классные комнаты, стена между которыми была разборной. В помещение находилось 230 человек детей всех возрастов, причём там же была и малышня без сопровождения взрослых. Норматив вместимости составлял 115 человек, но кого волновали такие мелочи накануне великого праздника?
Во дворе школы была оборудована будка для бензинового двигателя, а одновременно с собранием один из учителей школы в своём кабинете ремонтировал этот самый двигатель. В результате неосторожного обращения с бензином тот вытек в коридор и вспыхнул. Директор и учитель физики, так неудачно проводивший ремонт, выжили в той трагедии и были отданы под суд, получив 8 и 10 лет заключения. Всего же в пожаре в школе погибло 106 детей. Разумеется, советская пресса не посчитала нужным придавать огласке сей факт.
Но отбросим грустную историю - нас ждал третий, финальный день экспедиции и дорога от Эльбарусово до Нижних Вязовых по высокому правому берегу Волги через город Козловка. Первым населённым пунктом на маршруте случилась деревня Тогаево. В ней стоит довольно большой храм во имя Архангела Михаила, построенный в 1915 году на смену старому деревянному храму, сгоревшему в пожаре.
Он словно сошёл с площадей больших городов. Впрочем, размеры храма не удивительны, если учесть, что в приход храма входило 14 деревень и сёл. При церкви состоял причт из трёх человек: священник, диакон и псаломщик. Закрыли храм в 1941 году, вновь открыли в 1946, но позже опять закрыли. Церковь построена в очень характерной для тех лет манере смешения эклектики и псевдорусского стиля, напоминая храмы того же периода в Свияжске, Алатыре, Казани. У храма два пристола - главный (холодный) освящён в честь Архангела Михаила, а вот тёплый придел освящён в честь Казанской иконы Божьей матери.
Не обошлось и без страховых случаев - случился перелёт через руль. Слава Богу, бе последствий для коня и ездока. Пока девчонки лечили свою подругу, я взял фотоаппарат и спустился чуть ниже по дороге, уж больно деревушка красивая попалась (галерея выше).
А вот дальше случилось поле. Нет, не дорога через поле, а просто: поле. Кукурузное. С хорошими такими канавками. Дорога на карте уверенно шла вперед, на юго-восток. Вслед за картой уверенно вперёд шли велотуристы. Напрямки через кукурузу, потому что, как вы догадались, никакой там дороги не было. Зато была дорога, на которую мы должны были выйти и местные жители, весьма прифигевшие от вида шестерых гружённых баулами велосипедистов, бредущих через их колхозное поле.
И головокружительный спуск в Козловку с обедом в местной шаурмичной. Вот тянет иногда, знаете ли, съесть всякую гадость. Пожирнее, позажаристее, да ещё и с кока-колой какой-нибудь. Сама Козловка - городок внешне ничем не примечательный, но это если не знать, где искать. А знать непременно надобно, и чтобы знать, я вам в отдельной статье про Козловку чуть позже расскажу много интересного. После Козловки случился второй эпичнейший подъём в этом походе - те кто там ходил, его знают. Затяжной, в несколько колен, на солнцепёке - прямо вот то, что нужно для завершения похода. Но после подъёма ты выруливаешь на старую Московскую дорогу (до постройки моста в районе посёлка Займище в Москву ездили тут, переправляясь через Волгу на пароме в Нижних Вязовых). И там уже асфальт до самой электрички, подъёмов тут после козловского почти не замечаешь, а в последней четверти отрезка - чумовой спуск в посёлок. Всё, станция, электричка и в Казань - экспедиция окончена, до новых встреч!
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!
Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях |
Заметки бывалого велосипедиста:
13 советов о том, как выжить в 100-километровом велопробеге | Казанский ночной велофестиваль: хороший или плохой? | Дружите со своим телом | Питание в походе | Всемирный день велосипеда
Цикл "Давай изобретём велосипед"
Предыстория