Найти тему
ЭКСКУРС TV

Заметки велосипедиста: экспедиция в Мариинский Посад

Посмотреть на карту, найти там интересную точку, взять фотоаппарат и поехать. Например, в Мариинский Посад

На Волге очень много городочков, приютившихся вдоль берега. Иные из них побольше, иные совсем крохотные. Сейчас крохотные, а когда бывшие крепкими купеческими городами, прямо как в сказке Пушкина: "С златоглавыми церквами, с теремами и садами". Жаль, архитектура и история таких городов безбожно уничтожается - не всем из них выпало на долю иметь славу Суздаля, Переяславля, Ростова или других известных туристических центров.

Мы выехали утром пятницы - впереди были три выходных дня и почти 210 километров маршрута по Чувашии и Татарстану. Палатки и спальники приторочены к багажникам, котелочек весело побрякивал в походной сумке, настроение было превосходным - ведь впереди нас ждали места, по которым никто из нас до тех пор не хаживал.

Экспедиция на станции Урмары. Фото автора
Экспедиция на станции Урмары. Фото автора

Электричка доставила нас на станцию Урмары. Но до станции мы хлебнули чисто российского ноу-хау: театра безопасности. Это когда на вокзалах устраивают "зону транспортной безопасности", и для того, чтобы попасть на пригородный поезд, вы должны пройти досмотр, выложить из кармана всю мелочь, ключи и мобильный телефон и потом ещё экран телефона включенным показать охраннику. Сделано это всё с одной единственной целью - навредить пассажиру. Никакого другого логичного объяснения этому цирку нет, потому что уже на следующей платформе любой желающий может сесть в электричку без досмотра вообще.

Итак, отправной точкой стала станция Урмары с одноимённым посёлком. Но опять же, прежде чем выйти в Урмарах, мы столкнулись с чисто российским ноу-хау в общении с себе подобными, именуемым "быдлоганчиком". Нетрезвого вида и состояния личность (и это в 9 утра первого и трёх выходных дня!) попыталась, всё более входя в резонанс с шатающимся вагоном, пролезть сквозь 6 гружёных велосипедов и велосипедистов с рюкзаками к выходу. На возглас удивления в стиле "Куда!?" последовала великолепная тирада "мневыйтинадочёневидишьянеобязанвасждать". Почуяв скандал, оживились тётки неопределённого возраста в вагоне, упрекая меня в том, что я неподобающим образом общаюсь с "онжевотцытебегодится". Тот факт, что этот потенциальный отец не вязал лыка уже с раннего утра был благополучно проигнорирован. Вот любят у нас алкашей.

Дороги Чувашии. Фото автора
Дороги Чувашии. Фото автора

Но вернёмся к Урмарам. Мы высадились в совершеннейшей деревне - кажется, такой она была и в 1893 году, когда здесь и появилась станция общества Московско-Казанской железной дороги. Те, кто ездил в Москву из Казани и городов, лежащих дальше на восток, на поезде, наверняка знают, что сейчас от Казани до Москвы проложена фактически прямая нить, на которую бусинами нанизаны Канаш, Сергач, Арзамас, Муром, Вековка, Черусти, Шатура и Люберцы. Однако так было не всегда. Первая дорога шла в Казань кружным путём, через Рязань, Рузаевку, Саранск, Рамаданово (нынче Красный Узел) и Шихраны (нынче Канаш). Поезд до Москвы шёл сутки. Но мы отвлеклись от Урмар: к моменту постройки дороги это была очень крупная деревня в 2,5 тыс чел населения.

Забавный факт: в 1902 году в Урмарах планировалось строительство мебельной фабрики, благо леса в округ было хоть отбавляй. Вместе со строителями и будущими рабочими в Урмары прибыл английский подданный Баум, который занимался скупкой яиц, мяса и масла и перепродажей их в других городах. Через некоторое время Баум развернулся настолько широко, что экспорт шёл уже во Францию, Англию и Германию.  Им был построен в Урмарах огромный холодильник, а в 1903 году, спустя год после приезда, им было отправлено по железной дороге 208 вагонов яиц. Правда, в пылу конкурентной борьбы Баум поджёг склады своего соперника, за что был арестован и сослан в Вятскую губернию, а фирма его вскоре разорилась.

Экспедицию накрыло дождём на перегоне Урмары - Шоркистры. Фото автора
Экспедицию накрыло дождём на перегоне Урмары - Шоркистры. Фото автора

Воспоминания о неприятном инциденте на старте очень скоро вытеснили природа и дорога. С первых километров стало ясно - лёгкого пути не жди. Поднялся сильный и холодный северный ветер, нагнал туч и накрыл дождём. Дорога поочерёдно то взбиралась, то сбегала с гор, и по итогу дня у нас вышел набор высоты около 600 метров. Но природа! Какая вокруг лежала природа! Загляденье. Привыкаешь к избитым штампам. У местных это - марийская тайга. Там дескать вся красота окрест. А вот и нет, не вся. Теперь я это точно знаю.

Пейзажи Чувашии. Фото автора
Пейзажи Чувашии. Фото автора

Проехали две небольшие чувашские деревеньки - Чубаево и Батеево. Некогда Чубаево была относительно большой деревней, а сейчас - три двора два кола. Деревни умирают - это факт. Например, к 1902 году население Чубаево достигало почти полутора тысяч человек, в деревне работали две школы - одна земская и одна частная. Любопытно, что большая часть учеников в них была мужского пола. В земской школе обучалась 1 девочка, а в частной - две. Сейчас в Чубаево дай Бог человек полтораста наберётся.

Первой привальной точкой стала деревня Шоркистры, именуемый на чувашском Энёшпуш. Вокруг села очень интересная и необычная для нашей полосы природа. Село находится на так называемом Чувашском плато, у истока реки Малый Аниш. Рельеф в окрестности чрезвычайно разнообразный - овраги, плато, увалы, возвышенности. Некоторые овраги достигают длины 3,5 км и глубины 10 метров. В округе очень много густых лиственных лесов, в которых встречается много дикого зверя.

Богословский храм в Шоркистрах. Фото автора
Богословский храм в Шоркистрах. Фото автора

Стоит в Шоркистрах фантастическая для этих мест деревянная церковь, освящённая в честь Иоанна Богослова и построенная не ранее 1893 (года основания станции Шоркистры) и не позднее 1898 года. Точной даты не сохранилось, как и имени архитектора. Увы, очень мало информации об этом, безусловно, красивейшем храме Чувашии. Ещё в Шоркистрах стоит себе прямо напротив храма старое советское сельпо с фирменной вывеской "Акконд". И люди здесь добрые: бабушка под 90 с палочкой на дороге провожала нас со словами "В добрый путь!"

Не правда. Чисто не там и не там, а там, где урны стоят
Не правда. Чисто не там и не там, а там, где урны стоят
Шоркистринские пейзажи. Церковь Иоанна Богослова, конец XIX века.
Шоркистринские пейзажи. Церковь Иоанна Богослова, конец XIX века.
Шоркистринские пейзажи. Церковь Иоанна Богослова, конец XIX века.
Шоркистринские пейзажи. Церковь Иоанна Богослова, конец XIX века.
Шоркистринские пейзажи. Колонка
Шоркистринские пейзажи. Колонка
Шоркистринские пейзажи. Церковь Иоанна Богослова, конец XIX века.
Шоркистринские пейзажи. Церковь Иоанна Богослова, конец XIX века.
Шоркистринские пейзажи. Сельпо в фирменных цветах фабрики "Акконд"
Шоркистринские пейзажи. Сельпо в фирменных цветах фабрики "Акконд"

Вообще с людьми в эту поездку приключались какие-то метаморфозы. Заезжаешь в деревню и не знаешь, как тебя жители встретят. то ли в баню пригласят (и такое было), то ли на вилы поднимут (читай - вызовут полицию). Несмотря на то, что карантин и обсервация к тому моменту в Чувашии были сняты, местные жители деревни Вторые Тойси решили вызвать МЧС. Видимо, исходя из того, что с полицией не заладилось, а председатель сельсовета просто послал излишне активную женщину села. При этом активистку совершенно не смущало, что она с подружками прямо на детской площадке продолжает употреблять активатор: главное вызвать хоть что-то или хоть кого-то. Разумеется, на вызов никто не отреагировал, и угроза "карэновируса" так и осталась висеть над Вторыми Тойсями, но уже без нас.

Кстати, в деревне Вторые Тойси было обнаружено шикарное общественное пространство в виде классной детской площадки из натуральных материалов с элементами здорового риска. Я не шучу. Да, визуально это всё выглядит неприглядно, но всё крепко, работает, а главное - никакого новомодного вырвиглазного пластикового ксиловского говна. Ну как так - такое место шикарное, и такие люди.. ээммм... недобрые? По дороге к ночлегу в качестве компенсации за потраченные нервы мироздание подбросило нам великолепное ромашковое поле!

А вот в Шоршелы заехать не свезло - из-за 14-километровой петельки от Урмар к Шоркистрам пришлось немного сокращать путь. Да ещё и традиционный забредун случился, когда мы ехали точно по навигатору, объехали поле по кругу и вернулись к исходной точке. Дальше навигатор вообще привёл нас задами в чей-то огород. Заполошная хозяйка ни в какую не соглашалась открыть двери изнутри и выпустить нас на волю, хотя до деревенской улицы оставалось 20 метров. Пришлось делать ещё одун петю в пару километров. После этого я немного перекроил маршрут, и мы встали у родника с прекрасным названием "Хороший" буквально в 300 метрах от берега реки Цивиль. Ужин и спать - первый день подошёл к концу.

Второй день начался с лихой горки - пришлось слезть с велосипеда и идти в гору пешком. Вспомнилось моё прошлогоднее приключение в Крымских горах, когда я одолел за день всего 12 километров и взобрался по крутым дорожкам и тропинкам на высоту 1121 метр. Но после горы дорога перестала вообще чем либо впечатлять: ровная лента асфальта вплоть до самого Мариинского Посада.

Мне не было жаль потраченного времени. Мне не было жаль того, что я сюда так рвался. Мне было жаль, что Мариинский Посад, город с богатейшей историей и ещё сохранившимися потрясающими образцами русской провинциальной дореволюционной архитектуры, пребывает в таком запустении и небрежении. На большинстве улиц тупо нет тротуаров. Центр города - квадрат три на четыре квартала. В нём - вся суть и душа Мариинского Посада. Справа от него - Государева гора, на которой обедала сама Императрица Екатерина II (подробнее об истории Мариинского Посада - в отдельной статье). Но ощущение брошенного и никому не нужного города не покидало. Даже заштатный Яранск не производил на меня такого гнетущего впечатления. Жаль. В Чувашии не много мест с богатым туристическим потенциалом. При грамотном подходе Мариинский Посад - одно из них, но увы...

Выехали в обратный путь и сразу же попали в подъём, по сравнению с которым утренняя горка показалась просто раем земным. Километров семь мы ползли в гору, и, наконец, выползли. Но... Всегда встречается в походах вот это вот "но". Приключения нас ждут? Ну мы пошли, они же нас ждут. Вот чего нам не ехалось по асфальту? Нет, надо срезать по грунтам, через лес и поля. Срезали ещё 8 лишних километров. Вернее, нарезали. Дорога по навигатору упёрлась в забор. Дорога на карте есть, а на земле - нет. Вот нет, и всё тут. Зато на земле была другая дорога, которой не было на карте. Коварные они, эти полёвки. В итоге выбрались на берег пруда к деревне Эльбарусово и устроились на второй ночлег.

Ночевали на берегу рукотворного пруда на траверзе Эльбарусово. Как и многие деревни в округе, Эльбарусово имеет русское и чувашское название. Чувашское название села - Хуракасси. Небольшая деревенька, расположенная в 30 верстах от ближайшей железнодорожной станции, никогда не была особо богатой. 

Печальную известность Эльбарусово получило 5 ноября 1961 года. В местной школе случился сильный пожар. Дата, как вы, должно быть, заметили, предпраздничная: на носу стояло 7 ноября, священный для коммунистов Всея Руси день. В школе проходило торжественное собрание и концерт. Актового зала в школе не было, под подобные мероприятия использовались две классные комнаты, стена между которыми была разборной. В помещение находилось 230 человек детей всех возрастов, причём там же была и малышня без сопровождения взрослых. Норматив вместимости составлял 115 человек, но кого волновали такие мелочи накануне великого праздника?

Во дворе школы была оборудована будка для бензинового двигателя,  а одновременно с собранием один из учителей школы в своём кабинете ремонтировал этот самый двигатель. В результате неосторожного обращения с бензином тот вытек в коридор и вспыхнул. Директор и учитель физики, так неудачно проводивший ремонт, выжили в той трагедии и были отданы под суд, получив 8 и 10 лет заключения. Всего же в пожаре в школе погибло 106 детей. Разумеется, советская пресса не посчитала нужным придавать огласке сей факт.

Тогаево. Фото автора
Тогаево. Фото автора

Но отбросим грустную историю - нас ждал третий, финальный день экспедиции и дорога от Эльбарусово до Нижних Вязовых по высокому правому берегу Волги через город Козловка. Первым населённым пунктом на маршруте случилась деревня Тогаево. В ней стоит довольно большой храм во имя Архангела Михаила, построенный в 1915 году на смену старому деревянному храму, сгоревшему в пожаре.

Тогаево. Фото автора
Тогаево. Фото автора

Он словно сошёл с площадей больших городов. Впрочем, размеры храма не удивительны, если учесть, что в приход храма входило 14 деревень и сёл. При церкви состоял причт из трёх человек: священник, диакон и псаломщик. Закрыли храм в 1941 году, вновь открыли в 1946, но позже опять закрыли.  Церковь построена в очень характерной для тех лет манере смешения эклектики и псевдорусского стиля, напоминая храмы того же периода в Свияжске, Алатыре, Казани. У храма два пристола - главный (холодный) освящён в честь Архангела Михаила, а вот тёплый придел освящён в честь Казанской иконы Божьей матери.

Серая цапля. Фото автора.
Серая цапля. Фото автора.
Карамышево. Фото автора.
Карамышево. Фото автора.
Серой цапли полёт. Фото автора
Серой цапли полёт. Фото автора

Не обошлось и без страховых случаев - случился перелёт через руль. Слава Богу, бе последствий для коня и ездока. Пока девчонки лечили свою подругу, я взял фотоаппарат и спустился чуть ниже по дороге, уж больно деревушка красивая попалась (галерея выше).

Велосипедисты в поле. Фото автора
Велосипедисты в поле. Фото автора
Велосипедисты в поле. Фото автора
Велосипедисты в поле. Фото автора

А вот дальше случилось поле. Нет, не дорога через поле, а просто: поле. Кукурузное. С хорошими такими канавками. Дорога на карте уверенно шла вперед, на юго-восток. Вслед за картой уверенно вперёд шли велотуристы. Напрямки через кукурузу, потому что, как вы догадались, никакой там дороги не было. Зато была дорога, на которую мы должны были выйти и местные жители, весьма прифигевшие от вида шестерых гружённых баулами велосипедистов, бредущих через их колхозное поле.

Виды со старой трассы на Москву. Фото автора
Виды со старой трассы на Москву. Фото автора

И головокружительный спуск в Козловку с обедом в местной шаурмичной. Вот тянет иногда, знаете ли, съесть всякую гадость. Пожирнее, позажаристее, да ещё и с кока-колой какой-нибудь. Сама Козловка - городок внешне ничем не примечательный, но это если не знать, где искать. А знать непременно надобно, и чтобы знать, я вам в отдельной статье про Козловку чуть позже расскажу много интересного. После Козловки случился второй эпичнейший подъём в этом походе - те кто там ходил, его знают. Затяжной, в несколько колен, на солнцепёке - прямо вот то, что нужно для завершения похода. Но после подъёма ты выруливаешь на старую Московскую дорогу (до постройки моста в районе посёлка Займище в Москву ездили тут, переправляясь через Волгу на пароме в Нижних Вязовых). И там уже асфальт до самой электрички, подъёмов тут после козловского почти не замечаешь, а в последней четверти отрезка - чумовой спуск в посёлок. Всё, станция, электричка и в Казань - экспедиция окончена, до новых встреч!

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!

Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях |

Заметки бывалого велосипедиста:
13 советов о том, как выжить в 100-километровом велопробеге | Казанский ночной велофестиваль: хороший или плохой? | Дружите со своим телом | Питание в походе | Всемирный день велосипеда
Цикл "Давай изобретём велосипед"
Предыстория