Всем известно, что общение необходимо детям в любом возрасте. Но в разные годы оно различается. Так, до трёх лет дети общаются друг с другом действиями, потому что речью они владеют ещё недостаточно.
К сверстникам они относятся по-разному. Взаимодействие делят на четыре относительных категории. Так, они могут изучать сверстников, их одежду, подходить ближе и рассматривать. Эти действия у малышей могут проявляться в отношении всех.
Ещё одни действия – как с игрушкой. Бесцеремонное хватание за волосы, трогать за части тела, толкать. Однако по отношению к взрослым дети так не поступают.
Третья форма взаимодействия – наблюдение и подражание. Взгляды, попытки заговорить, улыбки и радость при виде других детей. Последняя форма – эмоциональные действия. Исключительно детское общение, которое проявляется только при общении детей. Малыши играют, прыгают, смеются, кривляются, падают на пол, пугают друг друга и даже дерутся.
Дети до полутора лет обычно взаимодействуют по первым двум пунктам. После полутора лет они перестают быть столь бесцеремонными и склоняются к последним двум пунктам. На втором году жизни дети уже больше интересуются сверстниками, но пока их отношения возникают быстро и так же быстро сходят на нет. Дети ещё не умеют относится к чужим интересам с уважением. Часто они могут ссориться и драться из-за игрушек.
Третий год жизни – это год начала налаживания контактов. Дети уже умеют играть друг с другом. Часто игры строятся на подражании детей друг другу. Однако даже в три года детям в общении нужно участие взрослого, чтобы он останавливал ссоры, помогал налаживать контакты, предупреждал возможные драки.
Многочисленные эксперименты и наблюдения демонстрируют, что если взрослый привлекает детей друг к другу, общается с ними, хвалит их, то дети больше интересуются друг другом и пытаются заинтересовать сверстников. В результате таких действий они начинают вступать в игровой процесс.