Найти в Дзене
НЭБ

Знакомый незнакомец под алыми парусами

Александр Степанович Грин (настоящая фамилия Гриневский) – известный русский прозаик и поэт, «писатель, нужный нашему времени». Имя автора повести-феерии «Алые паруса» знакомо миллионам читателей. Неисправимый мечтатель и убежденный гуманист, он воссоздал в своих произведениях нереальные страны и города, которые нельзя найти на географических картах – Зурбаган и Лисс, Гель-Гью и Гертон. «Населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей», которые носят заграничные имена, а их души жаждут чуда.

Творчество великого неоромантика объемно и не ограничивается рамками лишь пленительных новелл и сказочных повестей. В его собрании сочинений можно найти и лирические стихотворения, и очерки на злобу дня, и рассказы бытового характера. Перу Александра Грина принадлежит почти четыре сотни произведений. Первые литературные опыты писателя относятся к 1906 году. Именно в это время под псевдонимом А. С. Г. в печати появляется агитационная брошюра для солдат «Заслуга рядового Пантелеева», чуть позже рассказ «Слон и Моська». Правда, «дебютные» тиражи конфискуются и не доходят до читателей. На легальных основаниях в продажу поступает лишь третья публикация Грина – повесть «В Италию».

А. С. Грин
А. С. Грин

Интересно, что Александр Гриневский начинает печататься именно как автор-бытовик, он брал сюжеты и темы для своих зарисовок из реальной жизни. С 1908 года, со сборника «Шапка-невидимка», на литературной арене появляется новый прозаик, подписывающий свои сочинения как «Грин».

Звали его Евстигней, и весь он был такой же растрепанный, как имя, которое носил: кудластый, черный и злой. Кудласт и грязен он был оттого, что причесывался и умывался крайне редко, больше по воскресеньям. […] Евстигней просыпался, брал железный ковш, шел на двор, черпал воду из водосточной кадки и, плеснув изо рта на ладонь, осторожно размазывал грязь на лице, всегда оставляя сухими черную шею и уши. […] Потом надевал городской, обшмыганный пиджак, тяжелые, «приисковские» сапоги с подковами и шел, по его собственному удачному выражению – «гулять». «Гулянье» происходило всегда очень нехитро, скучно и заключалось в следующем: Евстигней садился на крыльце трактира […] и начинал ругаться со всеми, кто только шел мимо.

С этих строчек признанный фантаст начинает свой юношеский рассказ «Кирпич и музыка» (1907). Странно и неожиданно? Только на первый взгляд, и то если не знать биографию А. Грина, наполненную тяготами и лишениями. Он был матросом и солдатом, ссыльным и революционером, и рабочим на чугунолитейном заводе, откуда, вероятно, и явился дикий, черный от копоти персонаж.

1. А. С. Грин. 2. Семья Гриневских. 3. А. С. Грин, 1925 г., рисунок Милашевского В. А.
1. А. С. Грин. 2. Семья Гриневских. 3. А. С. Грин, 1925 г., рисунок Милашевского В. А.

Сюжеты автора созвучны эпохе, пропитаны «воздухом дня», расцвечены модными образами бунтарей, террористов. Антигерой повести «Трагедия плоскогорья Суан» (1911) грезит об обществе, где «мать не осмелится погладить своих детей, а желающий улыбнуться предварительно напишет завещание». Блюм – профессиональный преступник, от скуки примкнувший к эсерам, считает нужным писать прокламации:

О людях. Следует убивать всех, которые веселые от рождения. Имеющие пристрастие к чему-либо должны быть уничтожены. Все, которые имеют зацепку в жизни, должны быть убиты. Следует узнать про всех и, сообразно наблюдениям, убивать. Без различия пола, возраста и происхождения.

Мы привыкли думать о Грине как о неисправимом романтике, подарившем нам такие шедевры как «Блистающий мир» (1923) и «Бегущая по волнам» (1928). Да, обычно мечтами об «ослепительном случае» и радости полны известные произведения художника слова, особенно повесть «Алые паруса». Но литературное наследие его гораздо разнообразнее и многограннее, чем кажется неискушенному читателю. Манера письма контрастна: чудеса оттеняются уродством бытия, в полет фантазии вторгаются серые будни.

1. Обложка книги «Алые паруса». 2. Домик Грина в Старом Крыму, 1963 г.
1. Обложка книги «Алые паруса». 2. Домик Грина в Старом Крыму, 1963 г.

После смерти в 1932 году «рыцаря мечты» его имя было предано забвению. Он попал в черный список писателей, не рекомендованных для массовых библиотек. Однако сегодня об Александре Степановиче Грине вновь заговорили, его книги переиздаются, а произведения включены в школьную программу. В нашей статье можно было бы привести массу его общепризнанных изречений и крылатых фраз, но пусть читатель найдёт их сам в оцифрованной коллекции на нашем сайте НЭБ.