Найти тему
Индустриальный турист

Кронштадт. Экскурсия по главному военно-морскому городу России

Оглавление

Кронштадт - это небольшой город близ Санкт-Петербурга, расположенный на острове Котлин, посреди вод Финского залива. В отличии от других пригородов Петербурга вроде Петергофа или Пушкина, в Кронштадте нет привычных нам дворцов или прочих атрибутов царской роскоши - Кронштадт город строгий, военно-морской, и достопримечательности у него другого рода. Но это не значит, что от этого он становится менее интересным, и сегодня я постараюсь вам это доказать!

Я несколько раз бывал в Кронштадте, но всегда с экскурсиями, так что город мне хоть и понравился, но не очень сильно заинтересовал. По своему опыту могу сказать вам, что поездка в новое место с обзорной экскурсией - не лучшая идея: всё равно охватить весь город за один раз практически не реально, а высокий темп экскурсии лишь сбивает и портит впечатления о городе!

Поэтому эту статью я решил сделать не в виде обзорной экскурсии по городу (скучной и монотонной), а в виде пешей прогулки (пускай и виртуальной): я "проведу" вас по тем местам, которые сильнее всего заинтересовали и впечатлили лично меня, и постараюсь рассказать о них всё самое интересное!

Но для начала буквально пару слов об истории возникновения города - это можно назвать введением в мою экскурсию!

Как появился Кронштадт - краткий экскурс

История Кронштадта началась со строительства форта (островное оборонительное укрепление) Кроншлот в 1704 году близ главного фарватера Финского залива. Чуть позже, в 1723 году Пётр основал ещё одну, более крупную крепость на острове Котлин, и назвал он её "Кронштадт". С этого и началась полноценная история Кронштадта как города.

Отмечу, что обе крепости Пётр создал для того, чтобы не допустить корабли неприятеля к новой столице России. Так и получилось - мимо Кронштадта в Петербург не прошёл ни один корабль врага - даже во времена Великой Отечественной войны!

Мой маршрут по Кронштадту

Свой путь я начинаю с Флотской улицы. Этому нет определённой причины - просто тут можно удобно запарковать автомобиль, а до самого центра Кронштадта отсюда рукой подать! Ну и начать можно со скромного памятника подводникам-балтийцам - он задаст нам правильный настрой на военно-морской характер города.

Главной площадью и "сердцем" всего Кронштадта можно назвать Якорную площадь - в её сторону мы и начинаем наше движение. Пока что нас окружают обычные жилые дома, но уже буквально через пару минут мы окажемся около одного из самых красивых соборов в России!

Морской Никольский собор видно не только с любой точки города, но и за его пределами! Собственно, в этом и была задумка архитекторов: собор должен был быть виден издалека, чтобы моряки могли ориентироваться по храму и без труда находить дорогу домой
Морской Никольский собор видно не только с любой точки города, но и за его пределами! Собственно, в этом и была задумка архитекторов: собор должен был быть виден издалека, чтобы моряки могли ориентироваться по храму и без труда находить дорогу домой

Якорная площадь (как и весь исторический центр города) отделена от Кронштадта Обводным каналом. Тут я сразу замечу, что в некоторых моментах Кронштадт имеет много общего с Петербургом: есть в нём и свой Обводный канал, и своё Адмиралтейство. Расскажу о них чуть подробнее.

Адмиралтейство - это комплекс верфей, на которых производят корабли военного назначения. Первое в Петербурге Адмиралтейство находилось близ Зимнего дворца (здание главного Адмиралтейства служит одним из символов Петербурга и в наши дни). На протяжении целого века там создавали корабли русского флота. Производство там было огнеопасное, так что территория Адмиралтейства часто страдала от пожаров. Императрице Екатерине II не нравилось, что рядом с главным императорским дворцом постоянно бушуют пожары - и после очередного возгорания в 1783 году она повелела перенести адмиралтейство подальше от центра столицы. И его решили перенести в Кронштадт.

Любопытно отметить, что Обводный канал Кронштадта является ровесником одноименного канала в Санкт-Петербурге: и тот, и другой канал начали возводить в 1780-х годах
Любопытно отметить, что Обводный канал Кронштадта является ровесником одноименного канала в Санкт-Петербурге: и тот, и другой канал начали возводить в 1780-х годах

Однако строительство затянулось, Павел I, пришедший на смену Екатерине II, решил сохранить Главное Адмиралтейство на своём месте, а Кронштадтское Адмиралтейство, уже построенное к тому времени, стало работать независимо от Петербурга. А для того, чтобы обезопасить Кронштадт от пожаров, вокруг Адмиралтейства возвели Обводный канал. Впрочем, канал был нужен не только для этого - его в целом активно использовали для нужд Адмиралтейства.

Ну а пока что мы просто переходим через Обводный канал по Советскому мосту и попадаем на главную площадь города - Якорную. Здесь же перед нами открывается вид на прекрасный Морской собор святого Николая Чудотворца, построенный в 1913 году талантливым архитектором Василием Косяковым. В своей статье про Косякова я уже подробно рассказывал о Морском соборе в Кронштадте, так что в этой своей экскурсии расскажу о нём покороче.

-5

Морской Никольский собор можно с уверенностью назвать самым выдающимся архитектурным творением Кронштадта и одним из самых интересных соборов России в целом. Его внешний облик поражает своим великолепием: прекрасный декор (облицовка белым кирпичом, панорамные окна, морские детали на фасаде и т.д.).

Но Морской Никольский собор интересен не только снаружи, но и изнутри: мимо такой красоты нельзя проходить мимо! Внутренним декором собора занимался брат Василия, Георгий Косяков (о нём я ещё скажу пару слов по ходу нашей прогулки).

-7

В Никольском Морском соборе интересны не только росписи потолка и стен, но и декоративное оформление пола, главной тематикой которого служит, как ни странно, море! Фотографии пола представлены в карусели ниже.

Во времена, когда Морской собор использовался как кинотеатр, концертный зал и клуб, кронштадтцы закрыли пол храма досками: чтобы танцующие люди не испортили столь прекрасную мраморную мозаику. За это кронштадтцам хочется сказать отдельное спасибо - они сумели сохранить настоящее произведение искусства, до которого советским властям, к сожалению, не было дела.

Даже на выходе из собора мы сталкиваемся с морской символикой: на дверях собора изображена рыба и морской якорь
Даже на выходе из собора мы сталкиваемся с морской символикой: на дверях собора изображена рыба и морской якорь

В Никольском Морском соборе явно прослеживается византийский стиль: начиная с форм здания (чего стоит один только купол огромных размеров, характерный для архитектуры Византии) и заканчивая оформлением внутреннего декора. За такой выбор стиля можно сказать спасибо его автору, зодчему Косякову, приверженцу неовизантийского стиля.

-10

Налюбовавшись внутренним убранством храма и ещё раз оглянув его снаружи, мы возвращаемся обратно на Якорную площадь и подходим поближе к вечному огню, расположенному на месте захоронения моряков, расстрелянных за участие в Кронштадтском восстании 1906 года. Но не путайте это восстание с восстанием 1921 года: если в 1906 году моряки выступали против царского режима, то в 1921 году они были уже против большевиков.

Мемориал с вечным огнём имеет название "памятник борцам за советскую власть",  так что посвящён он людям, погибшим и в 1906, и в 1917 и даже в 1921 годах
Мемориал с вечным огнём имеет название "памятник борцам за советскую власть", так что посвящён он людям, погибшим и в 1906, и в 1917 и даже в 1921 годах

А напротив вечного огня расположен памятник адмиралу Макарову - одной из ключевых личностей в истории Военно-Морского флота России. Памятник был установлен ещё в досоветское время, а его скульптором стал Леонид Шервуд - знаменитый петербуржский скульптор, выходец из целой династии скульпторов и архитекторов.

Думаю, что пора уходить с Якорной площади - в Кронштадте есть ещё множество интересных мест (хотя уходить от Морского собора прямо-таки не хочется - уж слишком он красив).

С юга Якорная площадь отделена от остального Кронштадта глубоким оврагом, прозванного Петровским. Он был прорыт ещё в 18 веке как часть целого комплекса Петровского дока. Об этом доке я ещё подробно расскажу позже, так что и о Петровском овраге речь пойдет чуть дальше.

С этим оврагом связаны трагичные страницы истории Кронштадта: во времена Февральской революции в Петровском овраге были расстреляны многие морские офицеры, а расстрел устраивали их же подчинённые - вот такие страшные были времена.

-13

Пересечь овраг можно с помощью очень красивого навесного Макаровского моста. По нему то мы с вами и пойдем. Но стоит отметить, что этот мост был построен лишь в 1913 году - до этого жителям Кронштадта приходилось делать немалый "крюк" и пересекать овраг по другому мосту, в створе Коммунистической улицы.

Иногда в Кронштадте можно наткнуться на вот такой вот резкий контраст: прекрасный рисунок на стене, напоминающий нам о героизме наших предков, и полуразрушенное здание за ним. И это самый центр города! Впрочем, подобные картины характерны для любых небольших городов в России
Иногда в Кронштадте можно наткнуться на вот такой вот резкий контраст: прекрасный рисунок на стене, напоминающий нам о героизме наших предков, и полуразрушенное здание за ним. И это самый центр города! Впрочем, подобные картины характерны для любых небольших городов в России

Перейдя Петровский овраг, мы продолжаем двигаться дальше по Красной улице, в створе которой расположена очень интересная с точки зрения истории постройка - Кронштадтский Арсенал. Это здание было возведено ещё в 1836 году для изготовления и хранения в нём артиллерийских боеприпасов для военных кораблей. Свою функцию Арсенал выполнял беспрерывно, и даже в наши дни на нём изготавливают и хранят боеприпасы для военных катеров!

Здание Арсенала не перестраивалось и сохранило свой изначальный вид и в наши дни
Здание Арсенала не перестраивалось и сохранило свой изначальный вид и в наши дни

Ну а я предлагаю вам свернуть на Петровскую улицу не доходя до здания Арсенала - иначе мы пропустим сразу несколько очень интересных мест! Поэтому мы сворачиваем налево и практически сразу попадаем в ещё один аналог Петербургской достопримечательности: Летний сад.

Скажу сразу - сам по себе Летний сад не особо интересен и не идёт ни в какое сравнение с одноименным садом в Санкт-Петербурге: обычный тихий и уютный парк, в котором можно приятно провести время за прогулкой, не более того. Но я привёл вас сюда не просто так: есть в Летнем саду один уникальный памятник, на который я наткнулся абсолютно случайно и который меня очень сильно заинтересовал.

Этот памятник посвящён мичману "Азова" Домашенко - обычному моряку (что уже довольно нетипично - редко встретишь целый памятник, установленный в память об обычном военнослужащем). С Домашенко произошла следующая история: корабль "Азов" стоял у берегов Сицилии в преддверии Русско-Турецкой войны 1828-1829 годов , когда его застал внезапный шторм. Один из матросов, убиравших паруса на мачте корабля, сорвался вниз и упал в море. Не долго думая, мичман Домашенко прыгнул в море на помощь товарищу. Увы, но оба моряка не смогли спастись.

-17

Героический поступок мичмана настолько сильно впечатлил общественность, что было принято решение поставить храброму моряку памятник - так и поступили. Я, если честно, не припоминаю других памятников, посвящённых обычному моряку, да ещё и за героизм, проявленный не в бою, а в мирное время.

Этот же памятник, но с другой стороны
Этот же памятник, но с другой стороны

Ну а мы выходим из Летнего сада и продолжаем нашу прогулку по городу. Практически сразу мы попадаем на Пеньков мост. Эта переправа в своём роде уникальна - только на ней сохранилось историческое чугунное покрытие. Раньше все центральные улицы Кронштадта замощены чугунными шашками (круглые кружевные детали из чугуна). Такая конструкция являлась вынужденной мерой: болотистая почва Кронштадта не позволяла мостить долговечные булыжные мостовые, а вот с чугунными шашками таких проблем не было!

Во время Великой Отечественной войны весь чугун с мостовых был снят и переплавлен в мины, в последствии защищавшие Кронштадт и Ленинград. Таким образом, в наши дни в Кронштадте сохранилось лишь два участка с таким покрытием: небольшое пространство вдоль ограды Адмиралтейства близ Якорной площади и Пеньков мост целиком!

-19

Ну а мы переходим через Пеньков мост и оказываемся на том самом месте, которое никогда не встречается в туристических путеводителях. И напрасно! Речь идёт о здании машинной школы, основанной в 1905 году и предназначенной для обучения матросов. Я считаю это здание интересным сразу по двум причинам. Первая причина - оно очень красивое. Огромное панорамное окно необычной формы ярко демонстрирует нам приверженность автора этого здания (к сожалению, мы не знаем имени архитектора машинной школы) стилю модерн.

Не знаю как вам, а меня это окно очень впечатлило:
Не знаю как вам, а меня это окно очень впечатлило:

Вторая причина - интересное назначение здания. Дело в том, что здание машинной школы можно назвать одним из первых тренажеров в России! Поясню: в этом помещении (за крупным модерновым окном) была расположена комната, имитирующая машинный отсек с паровым котлом военного корабля. Сделано это было для того, чтобы будущие матросы учились и тренировались управлять кораблями с паровым двигателем.

-21

Так получилось, что центр города остался позади нас и теперь нам нужно вернуться обратно, к Арсеналу. Дабы не повторяться и не идти по одним и тем же местам, предлагаю вам свернуть во дворы Губернских домов. Не то чтобы эти дома были интересны сами по себе - просто в любом городе полезно пройтись по дворам жилых домов и посмотреть на то, как в этом городе живут местные и как обустроен их быт. Пару фотографий из дворов я приложу ниже.

И вот мы на месте: перед нами расположилась главная зелёная зона города - Петровский парк. Его основателем является знаменитый мореплаватель Фаддей Беллинсгаузен (первооткрыватель Антарктиды). Некоторое время он был генерал-губернатором Кронштадта, и именно по его указанию был основан Петровский парк. В самом центре парка был установлен памятник Петру I, созданный скульптором Петром Клодтом - автором скульптурной композиции коней на Аничковом мосту в Петербурге.

-23

Хочется отметить, что Петровский парк сильно отличается от Летнего сада: парк является регулярным, или французским (идеальная симметрия, ровные дорожки и т.д.), тогда как Летний сад - пейзажный, или английский (полная противоположность регулярному парку: хаотичные дорожки, ассиметрия плана и т.д.) . Вот так на примере двух исторических зелёных зон Кронштадта мы можем сравнить два вида устройства парков в России того времени.

С юга парк ограничен небольшой набережной, проложенной вдоль гавани Кронштадта. По ней мы и продолжаем наш путь, попутно любуясь красотами Финского залива.

На берегу гавани установлена полуденная пушка - в Кронштадте, как и в Петербурге, долгое время существовала традиция выстрела из орудия в полдень (по этому выстрелу люди могли сверять время, как сейчас это делают по курантам Кремля)
На берегу гавани установлена полуденная пушка - в Кронштадте, как и в Петербурге, долгое время существовала традиция выстрела из орудия в полдень (по этому выстрелу люди могли сверять время, как сейчас это делают по курантам Кремля)

Следующей достопримечательностью на нашем пути оказывается Петровский док - памятник инженерного дела, строительство которого было начато по личному указу Петра I.

Для начала поясню, что такое док и для чего он нужен. Корабельный док - это инженерное сооружение, предназначенное для ремонта судов. Любой док устроен следующим образом: корабль заплывает в него, док изолируется шлюзом, и из самого дока выкачивается вода. Тем самым корабль со временем оказывается на суше, где его можно ремонтировать, как автомобиль с помощью смотровой ямы.

-25

Уникальность Петровского дока заключается в том, что вода из него уходила с помощью инновационных технологий: как только корабль заплывал в док, открывался внутренний шлюз, и вода стремительно утекала по каналу дальше, в сторону центральной части Кронштадта, где располагался доковый бассейн.

Помните, я уже говорил о Петровском овраге в начале статьи? Так вот, этот овраг и играл роль водоотвода Петровского дока - вода из дока вытекала в этот овраг и шла по нему до докового бассейна. Особенно удивительно даже не то, что до таких технологий додумались целых 300 лет назад, а то, что все эти доки, каналы и бассейны были вырыты рабочими вручную, в первой половине 18 века!

Для того, чтобы в полной мере оценить масштабы этого сооружения, можете воспользоваться картой (я приложу её в конце статьи) - на ней вы можете увидеть тот маршрут, который проходила вода: от дока до бассейна.

Ну а мы оставляем позади это чудо инженерных технологий 18 века и двигаемся дальше. На Макаровской улице (именно с неё мы и рассматривали Петровский док) расположен Итальянский дворец - одно из самых старых зданий города, построенное в 1724 году архитектором Браунштейном (один из авторов парка в Петергофе).

-27

Рядом с Итальянским дворцом находится бюст главного мариниста России (маринист - это художник, главной темой картин которого является море) Ивана Айвазовского. Думаю, что его морские пейзажи знакомы всем, в особенности картина "Девятый вал", которая находится в Русском музее Петербурга.

-28

Следующим пунктом нашего маршрута служит мареограф кронштадтского футштока. Сейчас объясню, что это за прибор и для чего он нужен. Начнём с футштока - линейки, расположенной на устое моста через Обводный канал, измеряющей уровень воды в Балтийском море. На футштоке нанесена черта среднего уровня Балтийского моря - именно это значение считается тем самым уровнем моря и, соответственно, по нему измеряют высоту над уровнем моря в России и странах СНГ!

Мареограф же представляет собой аппарат, находящийся в глубоком колодце, сообщающемся с водами Финского залива. Этот аппарат фиксирует изменения "высоты" воды в Балтийском море. С помощью этого прибора определяется степень идущего как на Кронштадт, так и на Петербург наводнения.

Колодец мареографа находится прямо под этим павильоном
Колодец мареографа находится прямо под этим павильоном

Но отвлечёмся от географических терминов и рассмотрим необычный памятник, расположенный с другой стороны Обводного канала, и по своей концепции немного напоминающий мне "чижика-пыжика" в Петербурге. Вот только смысл у памятника блокадной колюшке (не путайте с корюшкой!) куда глубже: эта непопулярная в обычное время рыба (рыбаки не ловят её из-за её маленьких размеров и неудобств в приготовлении), стала настоящим спасением для жителей Кронштадта в годы блокады: когда вся рыба уже была съедена, кронштадтцы стали ловить колюшку, и это уберегло многих жителей города от голодной смерти.

-30

Дальше наш путь пролегает вдоль Обводного канала. Здесь мы встречаем достопримечательность, которую вы можете найти в абсолютно любом путеводителе по Кронштадту - дерево желаний. Как по мне, это забавно - в городе с богатейшей историей, буквально наполненном интересными местами, одним из самых популярных у туристов объектом является статуя-новодел, которая якобы "исполняет желания".

Если честно, я такие достопримечательности очень не люблю: дерево желаний не имеет никакой связи с Кронштадтом - поставь его в любом другом городе и никто не заметит разницы. Сначала я думал вовсе не упоминать его, но потом решил - почему бы и нет, вдруг кого-то оно заинтересует.

-31

Как по мне, куда интереснее места, расположенные за деревом: на другом берегу Обводного канала вы можете наблюдать провиантские магазины и склады бывшего Адмиралтейства. К сожалению, в наши дни они заброшены и выглядят, мягко говоря, неприглядно.

Конечно, было бы неплохо приспособить Адмиралтейство под новые нужды или под музейный комплекс, но случится ли это когда-нибудь - я не знаю.

Вдалеке виднеется Советский мост - около него начинался наш маршрут по Кронштадту
Вдалеке виднеется Советский мост - около него начинался наш маршрут по Кронштадту

Далее на нашем пути находится здание морской библиотеки, о котором редко рассказывают экскурсоводы - а зря, ведь оно очень интересно с точки зрения архитектуры. Это здание было построено по самостоятельному проекту архитектора Георгия Косякова - брата того самого Василия Косякова, спроектировавшего Кронштадтский Морской собор. Собственно, в строительстве собора принимал участие и сам Георгий - он занимался росписями внутри храма.

-34

Любопытно, что Косяков начинал строить здание ещё при царской России, в 1910 году, а достраивал его уже при СССР, в 1920-х годах, так что оно обладает чертами как дореволюционного неоклассицизма, так и советского конструктивизма. Очень интересная постройка и настоящее архитектурное украшение Кронштадта!

Ещё одним "аналогом" достопримечательностей Петербурга (в этот раз это действительно аналог - не только по названию, но и по внешнему виду) является Кронштадтский гостиный двор, построенный по образу и подобию аналогичного сооружения в Петербурге, только в меньших размерах.

-35

Последней точкой нашего маршрута станет прекрасный собор Владимирской иконы Божией Матери - очень красивый, но с очень трагичной историей. Дело в том, что этот прекрасный храм, построенный архитектором Грейфаном ещё в 1879 году, с трудом переживший войну (в здание собора угодило несколько немецких снарядов), решили взорвать в 1960-ых годах!

Три раза храм пытались уничтожить с помощью взрывчатки. Но собор смог выдержать все три взрыва (хотя после них он практически превратился в руину). Зато из-за взрывов по соседним домам пошли трещины. Из-за этого было принято решение перестать взрывать историческое здание, а оставить его разрушаться под влиянием времени. Удивительно, но собор пережил и это: в 1990-х годах его вернули церкви, отреставрировали, и теперь он снова радует нас своим прекрасным внешним видом. Вот такая вот грустная история с добрым финалом!

-36

На этом я заканчиваю свой маршрут. Владимирский собор находится в створе Флотской улицы, так что если вы оставили свой автомобиль рядом с началом маршрута, найти его вам будет не сложно - просто нужно идти прямо.

С картой маршрута вы можете ознакомиться ниже. Спасибо за ваше внимание!