Найти тему

#3 Что же такое Творчество?

Оглавление

Что мы подразумеваем под словом «Креативность»?

Этот курс для творческих профессионалов назван The 21st Century Creative. Мы говорим о креативности, о креативной экономике и индустриях. В течение следующих уроков я покажу вам, как развить свой творческий талант. Поэтому имеет смысл сделать паузу и подумать о том, о чем мы говорим.

Вот несколько классических определений креативности и как вы можете использовать их, чтобы сделать свою работу лучше.

Креативность = Идеи + Исполнение

Creativity = Ideas + Execution
Creativity = Ideas + Execution

Согласно одному классическому определению креативность – это сочетание свежего мышления (идеи) и эффективного действия (исполнения).

Творческое мышление – это первое, о чем мы думаем, когда говорим о творчестве. Но любой настоящий Творец знает, что творческое мышление ничего не стоит, пока вы ничего не делаете со своими идеями.

С другой стороны, если вы слишком сосредоточены на исполнении, вы можете погрязнуть в глупой производительности, постоянно занятые, но так или иначе никогда не создающие ничего стоящего.

Поэтому задача для нас, творческих профессионалов, состоит в том, чтобы найти баланс между мышлением и действием.

Во многих развитых странах существует своего рода культ производительности труда, где трудолюбие становится самоцелью, независимо от достигнутых результатов. Одна из самых популярных систем повышения производительности, «Как привести дела в порядок» (англ. Getting Things Done, GTD), на самом деле использует коронную фразу «избавьтесь от гаджетов» (англ. cranking widgets), без иронии, как будто это то, к чему нужно стремиться.

Во многих организациях этика производительности имеет особое значение, люди стремятся «выглядеть занятыми» перед своим боссом и коллегами. Все остальное выглядит лениво и непрофессионально. Творчество рассматривается как что-то глупое и немного ребяческое, ограничивающееся сеансами творческого мышления, предпочтительно проводимыми подальше от всего.

Все это может поставить вас как творческого профессионала в трудное положение. Вы знаете, что иногда усердная работа это наименее продуктивная вещь, которую вы можете сделать. Болтовня в кафе, прогулка по парку или вообще ничегонеделание принесут гораздо лучшие результаты. И все же я сталкивался с креативными агентствами, где креативщики жалуются, что им приходится сидеть за своими столами 9-5 или рисковать гневом своего руководителя!

Когда ты видишь, что я смотрю в окно, это значит, что я работаю
Когда ты видишь, что я смотрю в окно, это значит, что я работаю

Креативный директор Саймон Векснер сказал очень интересную вещь в своём блоге Scamp:

Когда вы видите, что я смотрю в окно, это значит, что я работаю

Даже если вы работаете в одиночку или среди единомышленников, которые понимают, как работает творческий процесс, это может быть разочаровывающий процесс проб и ошибок. Прогулка по парку не всегда приводит к блестящей идее. Вы можете работать всю ночь, чтобы закончить что-то к крайнему сроку, а затем понять, что вы зря потратили свое время.

Начните замечать, какие паттерны активности и отдыха приходят к вам наиболее естественно, в течение рабочего дня, недели и даже в течение года. Когда у вас больше всего энергии утром, днем или вечером? Когда перерыв, скорее всего, принесет пользу вашей работе? Как вы узнаете, когда вы откладываете, и что вы можете сделать, чтобы приступить к работе? Чем лучше вы знаете свой собственный творческий процесс и рабочие привычки, тем меньше разочарования вы испытаете, и тем более креативным и удовлетворенным вы будете.

Креативность = Инновация + Ценность

Согласно другому классическому определению, нечто должно быть одновременно новым и ценным, прежде чем его можно будет считать творческим.

Creativity = Novelty + Value
Creativity = Novelty + Value

Мечта может быть новой, но от неё мало толку, если она так и останется мечтой, так что с этой точки зрения она не является творческой. Прищепки для одежды полезны, но они не совсем новые. Когда-то они были творческим изобретением, а теперь стали обычным товаром.

Инновация

Новое не обязательно означает «созданное из воздуха». Очень немногие вещи являются совершенно новыми. Шекспир, как известно, никогда не придумывал сюжета. Он не видел в этом необходимости, имея под рукой множество проверенных историй. Он также работал в традиционных формах: популярная сценическая пьеса, с персонажами, говорящими в прозе и пятистопном ямбе, хорошо зарекомендовавшая себя стихотворная форма. И все же... когда он собрал элементы вместе, он создал нечто новое и волшебное в горниле театра «Глобус».

Большинство продуктов являются производными, основанными на предыдущих инновациях. Apple по праву называют одной из самых инновационных компаний на Земле, однако они действительно являются мастерами совершенствования. Они не создали первый персональный компьютер, ноутбук, MP3-плеер, смартфон, планшетный компьютер или магазин музыкальных загрузок — вместо этого они сделали дизайнерские усовершенствования, которые превратили каждую категорию из вызывающих гаджетов в обязательные предметы для основных потребителей.

Вот несколько различных типов инноваций:

  • объединение ранее существующих элементов (например, мобильный телефон + электронная почта = BlackBerry)
  • смена жанров (например, превращение Дракулы в комедию)
  • перенести что-либо в новый контекст (например, Netflix перенесла видеопрокат в онлайн-кинотеатр)
  • создание чего-то большего или меньшего (например, Sony разрабатывает Walkman, гораздо меньший и мощный плеер, чем любой другой на рынке)
  • создание чего-то более дешевого (бюджетная версия) или более дорогого (предмет роскоши) (например, дешевые авиабилеты или коллекционный бокс-сет)
  • предлагая что-то в другом формате (например, загрузка музыки вместо компакт-дисков)
  • превращение услуги в продукт (например, превращение вашего учебного семинара в DVD-диск или электронный учебный курс)
  • превращение продукта в услугу (например, предложение индивидуального консалтинга, основанного на идеях вашей книги)
  • примеров можно привести ещё очень много...

Когда вы начинаете новый проект или работу, постарайтесь не изнурять себя, чтобы заново изобрести колесо. Из-за вашего уникального происхождения и таланта то, что кажется вам очевидным, вполне может стать откровением для других людей. Попробуйте самую простую, самую очевидную идею, которую вы можете придумать. Вы можете быть удивлены, но это сработает.

Ценность

Это означает не только коммерческую ценность, хотя деньги – очевидный способ измерить ценность. Все это означает, что все произведенное ценится по крайней мере одним человеком. Чем больше людей ценят его, тем легче продемонстрировать ценность (и заработать на этом деньги). Но это не значит, что вам нужна большая аудитория, чтобы считаться по-настоящему творческой натурой. Очень часто самая маленькая аудитория зрителей становятся самыми страстными поклонниками.

Например, один из моих любимых поэтов Джеффри Хилл. Он известен как «поэт поэтов» — то есть его читают и ценят больше его собратья-поэты, чем публика в целом. Даже его поклонники признают, что его работа трудна для понимания. Он сам говорил, что когда смотрит на свои королевские фигуры, кажется, что у него вообще нет читателей. Одни критики ненавидят его творчество, а другие называют его «величайшим из ныне живущих поэтов английского языка» (Николя Лезар) и даже «вероятно, лучшим из ныне живущих писателей в прозе или рифме на английском языке» (А. Н. Уилсон).

Подумайте о спорах, которые вы вели с друзьями о музыке, книгах или фильмах, чтобы понять, насколько субъективным может быть наше чувство ценности. С одной стороны, это может быть причиной большого беспокойства, когда создатели задаются вопросом, являются ли они «действительно» творческими или просто обманывают себя. С другой стороны, это означает, что мы не должны расстраиваться, если другие отвергают нашу работу, поскольку вполне возможно, что они просто не «понимают ее».

Вот несколько различных типов ценности, которые можно найти в продуктах, изобретениях, опыте и произведениях искусства:

  • Финансовые – готовы ли мы тратить на это деньги?
  • Эстетические – является ли красивым?
  • Полезные – помогает ли решить проблему или выполнить задачу?
  • Информативные – предоставляет ли новости или другую важную информацию?
  • Образовательные – помогает ли учиться?
  • Социальные – помогает ли установить контакт с другими людьми?
  • Веселье – доставляет ли удовольствие?
  • Власть – дает ли преимущество?
  • Подлинность – помогает ли понять или выразить себя?
  • Великодушие – помогает ли оно нам помогать другим?
  • Безопасность – обеспечивает ли безопасность?

Иногда я натыкаюсь на художника, который защищается на обратную связь от других людей: «я думаю, что я просто создаю для себя» Я на это не куплюсь. Я думаю, что каждый, кто создает что-то новое, выходящее за рамки самого банального решения практической проблемы, хочет поделиться этим с другими, каким-то образом изменить свою жизнь и получить взамен одобрение.

Всякий раз, когда вы создаете что-то, спросите себя, для кого это и что вы можете сделать, чтобы представить это им. Как бы ни была мала ваша аудитория и как бы мало денег (если таковые имеются) ни переходили из рук в руки, трудно превзойти чувство, когда вы видите, как чье-то лицо загорается при виде вашего творения.

Компас Творчества

Вот один из способов сориентироваться в творческом процессе, объединив два определения в форме компаса:

Компас Творчества
Компас Творчества

Было бы неплохо, если бы мы могли проводить большую часть времени в нижнем правом квадранте, проворачивая хит за хитом и становясь богатыми и знаменитыми, а также творчески реализовываться. Но вы, наверное, заметили, что это не так работает.

Верхний левый сектор может показаться наименее полезным местом, но мы не были бы очень творческими, если бы не давали себе свободу мечтать и играть с идеями, иногда просто ради удовольствия.

Нижний левый сектор – место, где критическое мышление вступает в игру, оценивая идеи и отсеивая перспективные.

И верхний правый сектор – это то место, где мы начинаем экспериментировать, создавая черновики, эскизы, демо-треки и прототипы. Чаще всего нам приходится возвращаться к верхней половине компаса и придумывать новые идеи, прежде чем мы доберемся до нижнего правого квадранта и начнем производить что-то, что понравится нашей аудитории.

Написание статей о трех других квадрантах напомнило мне, как здорово тратить время на обдумывание, прежде чем мы доберемся до конечного результата. Так что, возможно, нижний правый сектор не был бы таким приятным, если бы мы проводили там все свое время. Я знаю, что это клише, но если вы любите творческую работу, то вы будете знать, что это один из тех случаев, когда путешествие действительно так же важно, как и пункт назначения.

Встаньте на путь становления вас, как незаменимого творческого профи с помощью этого PDf файла. Помните, что это только для вас, чтобы вы росли и развивались!!!

Этот урок является частью курса Creative Foundation 21st Century, углубленного бесплатного курса о том, как добиться успеха в качестве творческого профессионала