Найти в Дзене

Как Степанакерт начертил "красную линию" Еревану

Фото: АМИ "Новости-Армения"
4 июля в Степанакерте случились сразу несколько событий, о которых активно писала вся русскоязычная армянская пресса, но ни один из политологов — как российских, так армянских, азербайджанских и всех остальных — не догодался выявить между ними логической связи. А зря, так как выводы, если рассматривать эти события в совокупности — скажем, как пазлы одной картинки
Фото: АМИ "Новости-Армения"
Фото: АМИ "Новости-Армения"

4 июля в Степанакерте случились сразу несколько событий, о которых активно писала вся русскоязычная армянская пресса, но ни один из политологов — как российских, так армянских, азербайджанских и всех остальных — не догодался выявить между ними логической связи. А зря, так как выводы, если рассматривать эти события в совокупности — скажем, как пазлы одной картинки или как камушки целой мозаики, получаются очень интересные (и хайпа можно было бы получить тоже много).

Итак, 4 июля в Степанакерт с официальной деловой поездкой прибыл министр иностранных дел Армении Зохраб Мнацаканян, который там имел встречу с высокопоставленными представителями оккупационных властей Нагорного Карабаха, в том числе и с теми, кто отвечает за так сказать "внешние связи". Далее он дал интервью местному телевидению, суть которого сводилась к одной базовой идее — официальный Ереван выступает за включение в переговорный процесс с Азербайджаном по нагорно-карабахскому урегулированию представителей Степанакерта, против чего категорически выступает официальный Баку, а также на дают своего согласия международные посредники на этих переговорах из ОБСЕ.

В таком содержании заявления главы внешнеполитического ведомства Армении нет ничего принципиально нового, так как оно польностью и безоговорочно отражает позицию официального Еревана по данному вопросу, сформулированную премьером Пашиняном сразу после смены политического режима в стране в мае 2018 года. В своем первом после прихода к власти выступлении на тему внешней политики он заявил о том, что Карабах —  это самостоятельный субъект международного права (чем сильно удивил все мировое сообщество, признающее территориальную целостность Азербайджана), и без участия его представителей процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта невозможен. По сути, Пашинян, заглядывающий в рот Государственному департаменту США, лишь повторил тезис из статьи 907 национального закона Соединенных Штатов "FREEDOM Support Act" ("Акт в поддержку свободы"), согласно которой правительство США отказывается оказывать технологическую и военно-техническую помощь Азербайджану до тех пор, пока он "ведет экономическую блокаду и совершает акты агрессии в отношении Нагорного Карабаха" (перевод содержания статьи вольный, передан ее смысл, чтобы не перегружать текст формулировками американского права —  О.К.). То есть США данной нормой своего законодательства де-юре признали правосубъектность армянского казигосударства на оккупированных землях Азербайджана, хотя не сделали этого на дипломатическом уровне, на чем решили сыграть Пашинян сотоварищи, пркрасно понимая, что сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США, какой бы чиновник ни занимал эту должность, никогда не нарушит норму закона своей страны, а поэтому странне состояние "ни мира, ни войны" в Карабахе может продолжаться вечно к вящему удовольствию Армении как страны-агрессора и армянских карабахских сепаратистов.

Пока министр иностранных дел Армении Мнацаканян в Степанакерте общался с местными журналистами и общественниками после беседы с так сказать "официальными лицами", структура, гордо именуемая "МИД Республики Арцах" распространила через аффилированные средства массовой информации и интернет один примечательный документ под очень красноречивым названием "Заявление в связи с 28-ой годовщиной наступления азербайджанских ВС на Мартакетский район и оккупацией Азербайджаном территорий республики". Думаю, что без комментариев понятно, кого в Степанакерте считают агрессором, и как эта позиция перекликается с упомянутым выше американским законом. А заодно и проясняется, у кого на самом деле в кармане ключи от замка нагорно-карабахского конфликта —  у Москвы (как об этом думают в Баку) или у Вашингтона (как это считают в Ереване).

Я не стану пересказывать здесь текст этого неоднозначного заявления, так как его легко найти в интернете, поэтому ограничусь лишь одной цитатой из него: "По сей день некоторые населенные пункты Мартакертского района, часть Мартунинского района и полностью Шаумянский район находятся под оккупацией. В общей сложности под оккупацией Азербайджана находится более 1000 квадратных километров территории Республики Арцах, на которой местные власти проводят незаконное заселение и осуществляют политику уничтожения следов пребывания исконного армянского населения. Власти Республики Арцах подтверждают свою решимость добиваться деоккупации захваченных территорий Арцаха и восстановления территориальной целостности республики". Как мы видим, все предельно ясно и откровенно...

Этим заявлением Степанакерт недвусмысленно дает понять, что в случае своего включения в число участников переговорного процесса, он будет обсуждать не возвращение оккупированных территории, которые он сейчас формально контролирует, опираясь на армянские вооруженные силы, под юрисдикцию Азербаджана, как того желает международное сообщество, а расширение оккупационной зоны. Проще говоря, после этого заявления любые мирные переговоры о статусе Нагорного Карабаха с участием представителей армянских сепаратистов из Степанакерта автоматически превращаются в политический и юридический нонсенс. И нет ни малейшего сомнения в том, что этот демарш был предпринят режимом Степанакерта впосле осмысленно, в надежде окончательно заблокировать для нынешних властей Армении любую возможность переговоров с Азербайджаном, чтобы тем самым сохранить статус-кво в конфликте.

В связи с этим возникает вполне закономерный и естественный вопрос о том, знал ли глава МИД Армении Мнацаканян об этом демарше или нет? Является ли он соучастником этого политического перфоманса, или его использовали "в темную", а само это шоу оказалось для него неприятным сюрпризом? Если верна моя первая версия, и Ереван со Степанакертом действуют заодно, то налицо еще одна попытка властей Армении руками сепаратистов Карабаха сорвать переговорный процесс, лишив его логики и здравого смысла. То есть мы готовы вести речь не о восстановлении ранее нами попранного международного права, а только о продолжении и расширении данной практики, или как сказал Пашинян, "Карабах —  это Армения, и точка". Но если верна вторая версия, и данное заявление является самодеятельностью Спепанакерта, то она свидетельствует о глубоком политическим расколе между различными олигархическими элитами армянского этноса, и тогда получается, что срыв переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию —  это не самоцель, а всего лишь инструмент борьбы за доминирование, в результате чего на первый план выходят не геополитические цели или общенациональные интерсы, а банальные частнособственнические инстинкты. В любом случае здесь без инсайдовской информации из МИД Армении этого не узнать. Но как бы то ни было, после данного заявление из Степанакерта всякие надежды на мирное разрешение нагорно-карабахского конфликта окончательно исчезли.

Степанакерт своим заявлением поставил Ереван в крайне неудобное положение, так как одностронний выход из переговорного процесса или его демонстративный срыв будет означать начало боевых действий со стороны Азербайджана, так как будет устранен единственный фактор сдерживания. Допуск за стол карабахских сепаратистов с требованиями новых территориальных уступок от Азербайджана —  и эта их позиция уже озвучена ("слово —  не воробей, вылетит —  не поймаешь") —  сразу же станет casus belli —  поводом для войны. Чтобы сохранить видимость мира и статус-кво, властям и дипломатам Армении не остается ничего иного, как всячески затягивать переговорный процесс в существующем формате, но горе-партнеры Еревана из Степанакерта оставляют ему для этого все меньше шансов.

Если подводить итог сказанному выше, выражаясь языком современной международной журналистики, то Степанакерт начертил перед Ереваном "красную линию", своего рода Рубикон, который Пашинян точно не может перейти без существенных лично для себя политических последствий. Событиями 4 июля он поставлен в условия "момента истины", когда уже не сможет больше лавировать и увиливать в ответе на вопрос, "отцепляет" ли Армения Карабах от себя или по-прежнему настаивает на вовлечении в переговоры представителей Степанакерта, тем самым сознательно их срывая, памятуя о территориальных аппетитах сепаратистов.

Делать вид, что ничего серьезного не случилось, он долго не сможет, так как шило из мешка уже вылезло.

Приглашаю всех читателей обсудить публикацию в комментариях. Некорректные высказывания и провокации будут подвергнуты жесткому и беспощадному осмеянию и глумлению.

При перепечтке ссылка на канал "Карабах: взгляд из России" ОБЯЗАТЕЛЬНА