Найти тему
Homing Brains

Мифы об образовании за рубежом

Оглавление

Приведённое здесь не служит гарантией чего бы то ни было, поскольку каждый случай очень индивидуален и уникален. Это написано, чтобы у тех, кто ищет поводов отказаться от мысли о зарубежном образовании, было на несколько отговорок меньше, а те, кто слишком уверен в себе, не расслаблялись раньше времени. В нижеследующем и про программы MBA, и про PhD.

В рейтинговые школы не берут с GMAT ниже 700

Вся заявка оценивается комплексно, и когда на сайтах пишут, что школа не назначает минимального порога оценки по экзаменам (указывают средний балл групп за разные годы), это действительно так. В России совершенно другая система образования, поэтому всю жизнь обучавшимся здесь сложно в это поверить и это понять. Например, в этой статье можно прочитать о попадании в Гарвард с 650 баллами по GMAT, что примерно на 100 баллов ниже среднестатистического – разнится от года к году, но тенденция колеблется в этом порядке. В этой же статье рассказывается о том, что кандидат взял другим – комиссии понравился опыт работы, высокие позиции в компании на родине в Египте, однако, автор видел кандидатов и с более интересным опытом (ссылка? О моих клиентах).

С высоким GMAT/GPA возьмут куда угодно

Если высокие оценки (GMAT, GRE, GPA) – это всё, чем вы можете похвастаться при поступлении (или чем похвастаетесь, скромно умолчав о другом), вас, скорее всего, не возьмут, потому что MBA – это практическое обучение, а PhD – исследовательское. То есть, важны навыки, которые оценками и успешным заучиванием оценить нельзя. Кто-то даже берёт на себя смелость дать цифровую оценку веса каждого элемента заявки в окончательном решении – можете ознакомиться. Другой интересный материал на эту тему (хотя это уже граничит со следующим мифом) – о том, какого уровня кандидатам могут отказать, можно прочитать здесь. Есть мнение, что особенно любят высокие баллы школы, которые хотят нарастить свой рейтинг. Наверное, предлагать к прочтению такое – скорее противоречит заявленной цели этого материала, и демотивирует, но если вы почитаете другие статьи канала, то поймёте, что не иметь такого сногсшибательного профиля – это ваш плюс. Кандидатам-титанам очень сложно доказать, что получение ими степени даст им возможность выйти на качественно новый уровень, и позволит им запустить положительные сдвиги в окружающей действительности, которые они не могут запустить без степени – два ключевых фактора для любого учебного заведения.

Эссе, рекомендации, и другие документы играют незначительную роль

В случае с MBA эссе дают/должны давать информацию, которой не даёт ни один другой элемент заявки: 1) о вашей способности письменно излагать мысли, 2) о вашей способности обращаться с эмоциональной составляющей профессии менеджера (то, что называют сейчас эмоциональным интеллектом). На PhD мотивационные письма действительно, как правило, менее значимы, чем на MBA, но и здесь связный текст даёт возможность оценить общую адекватность кандидата.

Значимость рекомендаций вовсе сложно переоценить. Известен как минимум один случай, когда кандидат получил около 8 отказов на PhD и был принят в один только потому, что текущий научный руководитель смог задействовать связи до 4-5го порядка, и таким образом нашёлся сотрудник университета, который каким-то чудом взял на себя ответственность рекомендовать этого кандидата, и тот попал в учебное заведение из 10-ки мировых рейтингов. Среди отказавших были рейтингом и ниже. Можно не пройти с хорошей рекомендацией, но случаев прохождения с плохой автору неизвестно.

Дизайн канала - Элина Школьник (elina.uchenik@yandex.ru)
Дизайн канала - Элина Школьник (elina.uchenik@yandex.ru)

Если не взяли в заведение более низкого рейтинга, то в выше не стоит и пробовать

Этот пункт автор может опровергнуть в первую очередь тем, что видел сам. Во-первых, прежде, чем получил предложение из Университета МакГилла (места в рейтингах в числе первых 50 позиций), автор руководствовался именно этим предположением, и получил с полсотни отказов – прямых или в форме игнорирования – из учебных заведений, занимающих места от 70 до 200.

Очевидно, что за время между отказом из одного места и новым набором можно усилить свою заявку. Но даже и без этого: поступление – в значительной мере вопрос совместимости; это всегда так для поступающих на PhD в поисках руководителя и в меньшей степени, но всё же актуально, для кандидатов на MBA и поступающих на PhD через общую комиссию. С кем вы хорошо сойдётесь, с кем совпадёт ваша научная специализация, или с видением какой школы совпадёт ваше, не зависит от позиций в рейтинге.

Нужен высокий GPA и красный диплом

Вот пример для случая MBA – поступление в Гарвард с GPA 3.2. Конечно, здесь GMAT 730 баллов. Конечно, слабые стороны профиля должны сочетаться с сильными моментами в чём-то другом. Конечно, если у вас таких нет, вы можете не попасть в Гарвард, но это не значит – не попасть никуда.

Бывало (Гонконгский Университет), что адресаты отвечали на первое письмо с интересом, но прекращали отвечать на письма, узнав, что нет красного диплома за бакалавриат (только за магистратуру). На подобные ситуации нужно реагировать безразлично. Чтобы научиться спокойно реагировать, нужно получить много отказов, а может быть, от чего-то и самому отказаться. Это не такой руководитель, с которым вам хотелось бы работать: в Университет Бристоля, который где-то рядом с Гонконским в рейтингах, автора приняли, когда не было ещё ни одного красного диплома, и ещё меньше, что написать в CV.

Без публикаций не берут

Автора взяли (Бристольский университет, Научно-технический университет Китая, другие). Несколько знакомых взяли. Если у вас нет публикаций на английском, но есть на русском, можно перевести русские. Если нет и таких, можно перевести диплом – возможно, по нему можно опубликовать статью. Если нет ни того, ни другого, можно написать план исследования – план часто является самодостаточным научным текстом, его также можно опубликовать, вывесить на сайтах. Вообще, при желании, добавить себе в портфолио научный опыт не так сложно – читайте материал про публикации.

Политика влияет на приём

Больше всего в этом смысле вам стоит опасаться консульства и проблем с визой. Университет не может повлиять на это никак, кроме того, что предоставит письмо с приглашением – формальный повод для выдачи документов. Несмотря на то, что это весомый довод, отказать всё равно могут, или будут долго обрабатывать запрос – такое бывало, да. Сами же учебные заведения в большинстве случаев аполитичны, а то и вовсе стремятся повысить долю иностранных студентов. В Бристольский университет автора приняли в начале 2015 года – политическая ситуация была накалена. Дополнительные подтверждение можно поискать в интернете, и, скорее всего, найдёте информацию и «да» и «нет». Не читайте последнее – вы же начали не для того, чтобы отказаться? Есть слухи, что, например, на фоне государственной ориентации на сотрудничество с Китаем академический обмен упростился и студентам из России дают предпочтения, но на слухи стоит полагаться только частично.

Профессор решает всё

Очевидно, сейчас мы не говорим про те ситуации, когда профессора вы выбираете уже после поступления, например, по результатам лабораторных ротаций. Речь о том, когда вы сначала связываетесь с будущим руководителем, и договариваетесь, чтобы он согласился вас вести. Многие университеты максимально отделяют приёмные комиссии от профессоров – сталкивался с этим, когда профессора были рады принять, но комиссия не приняла (Наньянкский университет). Один профессор может поддержать несколько кандидатур, а окончательный выбор за него сделает университет. Если заручились поддержкой – пусть это мотивирует вас хорошо поработать над заявкой.

Очень сложно, не справлюсь

Справитесь.

Это те мифы (читайте, тревоги) из среды поступающих, которые пришли мне в голову. Если вам пришло что-то ещё – оставьте комментарий. Другие комментарии тоже оставляйте. Обращайтесь за бесплатными консультациями - eratverbum@yandex.ru. Поддержать инициативу материально можно через Яндекс.Кошелёк 41001841205256