На снимке американский бомбардировщик В-17G № 43-38172 «Lovely Julie» из состава 601-й эскадрильи 398-й бомбардировочной группы. Снимок сделан 15 октября 1944 года на авиабазе Натампстед в Англии по возвращении самолета с боевого задания. По официальной версии, дело было так:
После сброса бомб во время налета на Кёльн в носовую часть самолета угодил 88-мм зенитный снаряд. Разворотил кабину бомбардира и штурмана, уничтожил там все оборудование и приборы. Бомбардир штаб-сержант Джорж Эббот погиб на месте. Штурман лейтенант Реймонд ЛеДю получил лишь легкое ранение. Командир экипажа 1-й лейтенант Лоуренс ДеЛанси хотел уже дать команду покинуть тяжело поврежденную машину, но вовремя сообразил, что самолет слушается рулей, и двигатели работают нормально. Решил вести безносый «Боинг» на базу, хотя кусок отогнувшейся обшивки, прижатый к лобовым стеклам, здорово затруднял обзор вперед. Командир, штурман, второй пилот лейтенант Филипп Стелман и бортинженер техник-сержант Бенджамен Рюкель теперь сидели фактически «на улице». Чтобы не окоченеть от набегающего потока, пришлось уйти на значительно меньшую высоту и сбросить скорость.
Одинокий бомбардировщик на малой высоте – лакомый кусок для вражеских истребителей и зенитной артиллерии. Встречи с первыми удалось счастливо избежать, а штурман по памяти подсказал командиру оптимальный маршрут, чтоб не попасть под массированный огонь последней. Так дошли до Англии и благополучно сели в Натампстеде.
За подвиг по спасению экипажа и самолета ДеЛанси удостоен медали «Серебряная звезда», ЛеДю и Стелман получили «Летные кресты за заслуги». Этот случай был широко освещен в американской прессе.
Казалось бы, все ясно, можно ставить точку – зенитный снаряд, чудесное спасение. Но если мы приглядимся к фотографиям, то обнаружим, что никакого снаряда не было. Вообще, если бы 88-мм снаряд разорвался в носовой части самолета, из пятерых вышеперечисленных членов экипажа не выжил бы никто. А тут у штурмана ЛеДю только нос расквашен оказался. Так не бывает. Да и пожара было бы не избежать. Можно допустить, что это было не прямое попадание, а лишь близкий разрыв. Но и при таком раскладе штурман разбитым носом не отделался бы. Опять посмотрим на фото: нет осколочных пробоин. Ни одной. Их нет ни в носовой спаренной турели, ни в уцелевшей обшивке носовой кабины, ни в передней кромке крыла, ни в капотах двигателей. А они должны быть обязательно.
Зато есть характерная вмятина на турели. Как от столкновения. А это на сто процентов и было столкновение, кому-то в хвост въехали. Возможно, освободившись от бомбовой нагрузки, самолет значительно прибавил в скорости, а ДеЛанси со Стелманом не успели отреагировать и налетели на впереди идущую «крепость». Может быть, при развороте на обратный курс ДеЛанси или тот, в кого въехали, заложил больший или меньший, чем нужно радиус, и произошел таранный удар.
Что стало с протараненным бомбардировщиком, история утаивает. Одно понятно: его хвостовому бортстрелку не позавидуешь.
Не столь важно, кто виноват в столкновении – на войне всякое бывает. Но ДеЛанси с ЛеДю и Стелманом совершили подвиг: и себя спасли, и остальных членов экипажа, и самолет. Однако подвиг получился какой-то смазанный. Все же погиб американец, а, возможно, и двое, по вине самих американцев. Начальство решило, что лучше уж все свалить на 88-мм немецкий снаряд. Так оно почище будет.
Фото из открытых источников