Найти тему
Туман войны

В этот В-17 попал зенитный снаряд? Опровергаем официальную версию

На снимке американский бомбардировщик В-17G № 43-38172 «Lovely Julie» из состава 601-й эскадрильи 398-й бомбардировочной группы. Снимок сделан 15 октября 1944 года на авиабазе Натампстед в Англии по возвращении самолета с боевого задания. По официальной версии, дело было так:

После сброса бомб во время налета на Кёльн в носовую часть самолета угодил 88-мм зенитный снаряд. Разворотил кабину бомбардира и штурмана, уничтожил там все оборудование и приборы. Бомбардир штаб-сержант Джорж Эббот погиб на месте. Штурман лейтенант Реймонд ЛеДю получил лишь легкое ранение. Командир экипажа 1-й лейтенант Лоуренс ДеЛанси хотел уже дать команду покинуть тяжело поврежденную машину, но вовремя сообразил, что самолет слушается рулей, и двигатели работают нормально. Решил вести безносый «Боинг» на базу, хотя кусок отогнувшейся обшивки, прижатый к лобовым стеклам, здорово затруднял обзор вперед. Командир, штурман, второй пилот лейтенант Филипп Стелман и бортинженер техник-сержант Бенджамен Рюкель теперь сидели фактически «на улице». Чтобы не окоченеть от набегающего потока, пришлось уйти на значительно меньшую высоту и сбросить скорость.

Одинокий бомбардировщик на малой высоте – лакомый кусок для вражеских истребителей и зенитной артиллерии. Встречи с первыми удалось счастливо избежать, а штурман по памяти подсказал командиру оптимальный маршрут, чтоб не попасть под массированный огонь последней. Так дошли до Англии и благополучно сели в Натампстеде.

За подвиг по спасению экипажа и самолета ДеЛанси удостоен медали «Серебряная звезда», ЛеДю и Стелман получили «Летные кресты за заслуги». Этот случай был широко освещен в американской прессе.

Казалось бы, все ясно, можно ставить точку – зенитный снаряд, чудесное спасение. Но если мы приглядимся к фотографиям, то обнаружим, что никакого снаряда не было. Вообще, если бы 88-мм снаряд разорвался в носовой части самолета, из пятерых вышеперечисленных членов экипажа не выжил бы никто. А тут у штурмана ЛеДю только нос расквашен оказался. Так не бывает. Да и пожара было бы не избежать. Можно допустить, что это было не прямое попадание, а лишь близкий разрыв. Но и при таком раскладе штурман разбитым носом не отделался бы. Опять посмотрим на фото: нет осколочных пробоин. Ни одной. Их нет ни в носовой спаренной турели, ни в уцелевшей обшивке носовой кабины, ни в передней кромке крыла, ни в капотах двигателей. А они должны быть обязательно.

Нет пробоин от осколков
Нет пробоин от осколков

Хорошо видна вмятина на спаренной турели
Хорошо видна вмятина на спаренной турели

Зато есть характерная вмятина на турели. Как от столкновения. А это на сто процентов и было столкновение, кому-то в хвост въехали. Возможно, освободившись от бомбовой нагрузки, самолет значительно прибавил в скорости, а ДеЛанси со Стелманом не успели отреагировать и налетели на впереди идущую «крепость». Может быть, при развороте на обратный курс ДеЛанси или тот, в кого въехали, заложил больший или меньший, чем нужно радиус, и произошел таранный удар.

Для сравнения другой В-17. Этому действительно носовую часть разворотило близким разрывом. Хорошо видны повреждения от осколков на фюзеляже и капоте
Для сравнения другой В-17. Этому действительно носовую часть разворотило близким разрывом. Хорошо видны повреждения от осколков на фюзеляже и капоте

Что стало с протараненным бомбардировщиком, история утаивает. Одно понятно: его хвостовому бортстрелку не позавидуешь.

Не столь важно, кто виноват в столкновении – на войне всякое бывает. Но ДеЛанси с ЛеДю и Стелманом совершили подвиг: и себя спасли, и остальных членов экипажа, и самолет. Однако подвиг получился какой-то смазанный. Все же погиб американец, а, возможно, и двое, по вине самих американцев. Начальство решило, что лучше уж все свалить на 88-мм немецкий снаряд. Так оно почище будет.

Фото из открытых источников