Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

Ушел из жизни Эннио Морриконе: 6 фильмов с крутым саундтреком🎵

Оглавление

Вчера умер Эннио Морриконе, композитор, аранжировщик и, пожалуй, один из самых главных авторов музыки к кино в XX веке. Все его известные работы вы знаете и без меня. Сегодня вспомним не самые очевидные, но не менее значимые саундтреки Морриконе. Приготовьтесь, будет много музыки 🎶

Эннио Морриконе. Италия. Рим. 2003 © Ferdinando Scianna/Magnum Photos
Эннио Морриконе. Италия. Рим. 2003 © Ferdinando Scianna/Magnum Photos

Честно говоря, я совершенно не являюсь фанатом патетических симфонических саундтреков для так называемого большого кино. За пафосом и универсальными формулировками лучше всего обращаться к кому-нибудь вроде Антона Долина, который вчера выдал следующее:

«Я пишу о глобальных фигурах, чья киномузыка повлияла на развитие человечества, а не только национальной культуры. В СССР был один такой композитор - Сергей Прокофьев. Но это все-таки совсем другое поколение».


Вчера наш ястреб кинокритики написал про Эннио Морриконе целую статью-парадокс под названием
«В европейской киномузыке сопоставимых фигур не осталось», как бы намекая на некую универсальность его сочинений. При этом почему-то в очередной раз пережевывается протухшее спагетти из всем известных фильмов с «сугубо итальянской напевностью, мелодичностью, яркостью эмоциональных контрастов».

В общем, давайте не будем мусолить национальность-местечковость великого композитора, а действительно укажем на его масштаб и широкий диапазон композиторских возможностей.

Эннио Морриконе. Италия. Рим. 2003 © Ferdinando Scianna/Magnum Photos
Эннио Морриконе. Италия. Рим. 2003 © Ferdinando Scianna/Magnum Photos

В интернете мне попалось размышление-воспоминание джазового пианиста Энрико Пьеранунци, который знал Морриконе лично и неоднократно исполнял его музыку. По свидетельству Энрико, Морриконе не очень-то любил джаз за редким исключением: ему нравилось слушать Чета Бейкера, ведь он и сам был джазовым трубачом. В 1962 вышел сингл Бейкера с аранжировками Морриконе, и это божественная пластинка:

Сторона А:


Сторона B:


Из диалога Энрико Пьеранунци и Эннио Морриконе:

– Ну, Эннио, что ты думаешь о джазе?
– Знаешь, иногда я скептически отношусь к импровизации, потому что мне нравится сочинять, структурировать музыку. Я не очень-то верю в импровизацию.


Конечно, великого композитора можно понять, это его право и вообще не нам судить. Однако есть в этом диалоге некоторая доля лукавства. Если послушать саундтреки Морриконе конца 60-х – начала 70-х, то можно услышать такое, чему позавидуют самые радикальные импровизаторы.

Эннио Морриконе. Италия. Рим. 2003 © Ferdinando Scianna/Magnum Photos
Эннио Морриконе. Италия. Рим. 2003 © Ferdinando Scianna/Magnum Photos

Итак, я отобрала шесть фильмов, в которых музыка Морриконе – это не просто «музыкальное сопровождение» для режиссерских экзерсисов, а полноценный контрапункт в его дистиллированном виде.

1. Тихое местечко за городом (Un Tranquillo Posto Di Campagna) – Элио Петри, 1968

История про странного художника, который делается всё страньше и страньше, не была бы столь выразительной, если бы не удивительная музыка коллектива Gruppo di Improvvisazione Nuova Consonanza – творческого объединения композиторов-авангардистов, основанного композитором и пианистом Франко Эванджелисти в 1964 году.

Gruppo di Improvvisazione Nuova Consonanza: Эннио Морриконе, Франко Эванджелисти, Эджисто Макки
Gruppo di Improvvisazione Nuova Consonanza: Эннио Морриконе, Франко Эванджелисти, Эджисто Макки

В группу входил и Эннио Морриконе, который не только писал свою музыку, но и играл на духовых и активно импровизировал в свободной форме. Например, так:


2. Неприкасаемые / Пулеметчик Маккейн (
Gli intoccabili) – Джулиано Монтальдо, 1969

Криминальный фильм с Джоном Кассаветисом и Питером Фальком показывали в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. Но конкурс был таким сильным, что у скромной итальянской картины просто не было шансов. И да, это фильм с не самым поэтичным названием, но это единственное исключение из данного списка 😉

Слушаем блюз:

3. Птица с хрустальным оперением (L'Uccello Dalle Piume Di Cristallo) – Дарио Ардженто, 1970

Фильмы Дарио Ардженто требуют трепетного отношения: вы их либо принимаете, либо нет, и я однозначно во второй категории. Но не восхищаться визуальным решением его фильмов просто невозможно. На «Птице», например, работали выдающийся оператор Витторио Стораро и замечательный художник Дарио Микели. И, конечно, Эннио Морриконе, чья музыка нагнетает такой саспенс, что потом не уснуть:

4. Верушка: Поэзия женщины (Veruschka — Poesia di una donna) – Франко Рубартелли, 1971

Достаточно редкий случай работы фотографа в кино: режиссер Франко Рубартелли был фэшн-фотографом и возлюбленным супермодели Верушки, которая стала в каком-то смысле символом 60-х. Это ее второй по счету фильм. Первым был «Фотоувеличение» Антониони, тоже с очень интересным джазовым саундтреком. Звучание «Верушки» намного более экспериментальное, послушайте сами:


5. Холодные глаза страха (
Gli occhi freddi della paura) – Энцо Кастеллари, 1971

Кастеллари – человек, о котором не написано ни одной статьи на русском языке (за исключением рецензии М. Трофименкова на фильм «Бесславные ублюдки», которым вдохновлялся Тарантино). Хотя еще за несколько лет до «Ублюдков» этот незаслуженно забытый режиссер (по совместительству – еще и боксер и архитектор) снял любопытный триллер с Фернандо Рэем и выдающейся киномузыкой, резонировавшей с эпохой: похожие звуки исторгал из себя Майлз Дэвис примерно в те же годы:


6. Черный день для Овна (
Giornata nera per l'ariete) – Луиджи Баццони, 1971

Еще один фильм в этом списке из 1971 года и снова с Франко Неро (здесь он играет не художника, а журналиста). Саундтрек точно классный, а вот фильм я только собираюсь посмотреть 🎥


Пишите в комментариях, какие саундтреки Морриконе вам нравятся и почему.

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал 💡