Блоки Дьенеша: чем они хороши и как мы с ними играем

1,8K прочитали

Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике. Участвуя в развлекательной деятельности по Дьенешу, дети могут даже не догадываться, что в этот момент они учатся решать непростые математические задачи.

Что представляют собой блоки Дьенеша?

Это комплект геометрических фигур из дерева или пластика. Четыре формы: квадрат, круг, прямоугольник и треугольник. Три цвета: жёлтый, синий и красный. Четыре размера: большой, маленький, толстый, тонкий.

Всего в наборе 48 фигур (по 16 каждого цвета) — и ни одна из них не повторяется полностью. Каждый блок отличается от всех остальных как минимум по одному параметру.

16 синих блоков
16 синих блоков

Именно такую комплектацию имеет набор, популярный у нас в стране. Выпускает его российская компания «Корвет». Блоки пластиковые, качество среднее.

Коробка, конечно, знавала лучшие времена...
Коробка, конечно, знавала лучшие времена...
Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике.-3

«Корвет» печатает и пособия к блокам — альбомы для развивающих игр.

Играя с блоками (по пособиям «Корвет» и не только по ним), ребёнок много чему учится:
узнавать и различать геометрические фигуры;
сравнивать по цвету, размеру, форме;
классифицировать (группировать элементы по заданному признаку);
обобщать (находить общий признак в группе разных элементов);
анализировать (выделять признаки блока и др.);
систематизировать (упорядочивать блоки).
У ребёнка формируются пространственные представления, развивается так называемое геометрическое воображение. И это даже не полный перечень знаний и способностей, которые обретают дети в игре с блоками.

Почему стоит приобрести блоки Дьенеша?

Потому что стоимость набора невелика. Места он занимает немного. Зато всегда под рукой имеется полезная развивающая игра, которой можно увлечь ребёнка.

Этот дидактический материал может понадобиться для самых разных занятий и игр.

Я купила набор блоков, когда моему ребёнку было всего полтора года. Сразу приобрела и три печатных пособия. Первые несколько месяцев мы занимались с блоками практически каждый день. Потом интерес к ним угас, но не полностью.

Так что рекомендую приобрести эту игру как можно раньше, не дожидаясь трёхлетия (формально блоки рекомендованы детям с трёх лет). Уже вскоре после года они могут быть интересны малышу.

Сейчас моему сыну три с половиной года, мы до сих пор регулярно достаём эту коробочку. Расскажу, как мы играли с блоками раньше и как используем их теперь.

Игры по альбомам-пособиям «Корвет»

Вместе с блоками я приобрела три вот таких альбома. Поначалу мы занимались только по ним.

Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике.-4
Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике.-5

Они рекомендованы для детей 2-3 лет, но мы начали в полтора. Задания оказались ребёнку под силу.

Больше всего мне понравился альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Пособие содержит картинки-схемы, на которые надо накладывать блоки. Плоская иллюстрация лёгким движением руки превращается в объёмную картинку, изображающую трактор, клоуна, кораблик, зайку и др.

Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике.-6
Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике.-7
Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике.-8
Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике.-9

Мой ребёнок просто обожал эту игру. Первое время мы творили практически ежедневно. Ведь это так интересно: было плоское, стало выпуклое.

Ребёнок сам находит нужные блоки, сам правильно позиционирует их. Взрослый озвучивает характеристики использованных элементов. Это очень полезная деятельность для крохи.

Следующие два альбома — «Маленькие логики» и «Маленькие логики 2» — нравятся мне меньше. Здесь почти все задания направлены на формирование навыка группировки. Слишком много однотипных задач.

Например: из набора блоков ребёнку надо выбрать только треугольные (выложить из них иголки ёжику) или только красные (построить красную машинку). Или разбить блоки на три группы по цвету и выложить их на соответствующие полянки.

Бусы для мамы. Сынок часто складывал их, с радостью
Бусы для мамы. Сынок часто складывал их, с радостью
Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике.-11
Только прямоугольники и только квадраты
Только прямоугольники и только квадраты
Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике.-13
Полянки для сортировки по цвету
Полянки для сортировки по цвету
Забор для зайки из прямоугольников. Это сын тоже любил
Забор для зайки из прямоугольников. Это сын тоже любил

Мы, конечно, все задания выполнили, некоторые по несколько раз, но сыну они быстро наскучили. Чересчур просто и однообразно.

Правда, альбомы эти и сейчас оказываются нам полезными. Листы из него мы часто используем в качестве фона-декорации для настольного спектакля. Задания задействуем в тематических мероприятиях. Например, на День космонавтики я проводила для ребёнка мини-квест по теме. Среди прочих заданий, было и такое: выложить на столе ракеты из блоков Дьенеша.

Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике.-16

Сейчас у меня в планах обязательное приобретение новых альбомов, предназначенных для детей более старшего возраста: «Лепим нелепицы» и «Праздник в стране блоков».

Как ещё мы играем с блоками Дьенеша?

1. Складывание картинок по образцу

В основном мы пользуемся всё теми же схемами из корветовских альбомов. Я не сообразила сразу, что уровень сложности можно ведь и повысить.

Ребёнок в свои полтора легко справлялся с заданием: он накладывал блоки непосредственно на схему. Конечно, со временем он эту деятельность перерос. Однажды, когда ему было почти три, я предложила сложить картинку по схеме, но на столе. Не накладывать на страницу, а выкладывать на чистой поверхности по образцу из альбома.

Оказывается, это куда сложнее. Сыну приходится подумать, как правильно положить деталь. Почему же я раньше до этого не додумалась?

Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике.-17

Чтобы картинка на столе выглядела более живой — можно рисовать на блоках мордочки и другие недостающие детали. С них всё легко стирается.

Некоторые картинки лучше собирать на альбомном листе, предварительно изобразив на нём базовые элементы. Например, нарисовать стены домика, а ребёнок выложит из блоков крышу и трубу.

2. Складывание картинок по памяти

Ещё один вариант усложнения для работы с простыми схемами. Ребёнок смотрит на образец, запоминает, закрывает альбом и складывает картинку из блоков по памяти. Иногда подглядывает, конечно.

3. Создание из блоков персонажей или предметов из прочитанных книг

Один пример. Мы неспешно читаем «Весёлую математику» Сапгира (подробнее о книге я писала здесь). В одной из начальных глав было предложено задание: выложить Лошарика из пуговиц или картонных кружков. Зачем что-то искать или вырезать, если у нас есть блоки?

Лошарик
Лошарик

Сложили Лошарика из кругов, потом Кубарика из квадратиков. Обсудили, чем Кубарик и Лошарик отличаются друг от друга, в чём их ключевые особенности, почему они так называются.

Из блоков много что можно сложить.

4. Блоки как предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр

Это идея ребёнка. Играть с замещением научила его, конечно же, я. А вот блоки он приспособил самостоятельно.

Одна из его регулярных игр — перевозка багажа. Он неоднократно наблюдал, как возили багаж в аэропорту. Сына это действо захватило. Стал проигрывать ситуацию дома.

Для игры использует прямоугольные блоки. Догадываетесь, какие предметы они замещают? Разумеется, чемоданы. Разного размера и цвета. Сначала воображаемые пассажиры сдают чемоданы, потом грузчик загружает их в грузовик или в прицеп, затем отвозит к самолету, выгружает. В общем, занимательно.

Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике.-19

Круги — колёса. Их тоже можно загружать, перевозить, выгружать. Квадраты — паллеты.

Маленькие фигурки — треугольники, кружочки и квадратики — это конфетки. Их даже можно обернуть (используем для этого пищевую фольгу).

5. Простые логические задачки для тренировки мышления

Самая ходовая у нас игра — из трёх блоков. Задачки придумываю на ходу. Щёлкаем их как семечки. Я выкладываю перед ребенком три фигуры, загадываю одну из них и называю два признака, которые к ней не относятся. Требуется мысленно исключить две фигуры, соответствующие эти признакам, и назвать правильную.

Условие: "Не маленький и не толстый блок". Значит, я загадала жёлтый круг
Условие: "Не маленький и не толстый блок". Значит, я загадала жёлтый круг
"Не треугольник и не тонкий". Значит, жёлтый квадрат
"Не треугольник и не тонкий". Значит, жёлтый квадрат
"Не маленький и не синий". Значит, красный круг
"Не маленький и не синий". Значит, красный круг
"Не маленький и не толстый". Значит, красный квадрат
"Не маленький и не толстый". Значит, красный квадрат

Ещё одна логическая игра-задача — цепочка. Мы по очереди выкладываем в ряд блоки — так, чтобы каждый новый блок отличался от предыдущего по всем четырём параметрам (цвет, фигура, размер, толщина). Так, к красному большому тонкому квадрату можно приставить синий маленький толстый круг. Игра развивает внимательность, тренирует скорость мышления.

6. Тактильная угадайка

Складываем в непрозрачный мешочек 15-20 разных блоков. По очереди опускаем руку в мешочек, берём одну фигуру, не вынимаем, а ощупываем и описываем: например, это маленький толстый квадрат. Называем и предполагаемый цвет — тренируем интуицию. Вытаскиваем фигуру. Если игрок верно определил форму и размеры блока, он забирает его себе. Если угадал цвет, то из блоков, не участвующих в игре, берет себе ещё один (бонусный).

Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике.-24

В конце осуществляется подсчет, кто сколько блоков накопил. У кого больше — тот выиграл. Игра развивает память, тактильную чувствительность рук.

***

Как видите, блоки Дьенеша — пособие многофункциональное и «долгоиграющее». Поэтому для нас я считаю это приобретение удачным.

Ещё о наших играх:

Как играть с игрушечными овощами и фруктами?

Наши настольные игры, способствующие развитию внимания у малышей

Несколько наших покупных игр для мелкой моторики

Настольный театр для развития речи и не только

Игры для мелкой моторики: из того, что есть дома