Играя в песочнице с двухлетним племянником, услышала: «Какой ты плохой, ты – чудовище, разве так можно?».
Меня коробит от таких фраз, тем более сказанных ребенку. Потому что такие дети вырастают и идут восстанавливать свою самооценку к психологу. Это здорово, у психолога будет много работы. Ну, это черный юмор.
И теперь уже серьезно, я верю в то, что нет плохих или хороших людей. Есть плохие (неправильные) поступки и есть хорошие (благородные) поступки. И здесь есть два момента. Первый – любой человек – это многогранная личность. Человек может быть талантливый в живописи, любознательный, математик, или иметь способности к языкам. Человек может быть умным, красивым, спортивным, или не любить спорт, любить архитектуру, восторгаться ей, или быть кулинаром, писателем, фантазером, справедливым судьей. Человек может быть любым, личностью с миллионами различных граней.
И второй момент – поступок. Оценка полюса поступка зависит от моральных ценностей людей, они могут немного различаться и все же в глобальном смысле сходятся (не убей, не укради и т.д.) К примеру, нельзя в песочнице бить лопаткой по голове малыша, строящего куличики рядом. Почему? Это нарушение границ, это насилие. Так же нельзя кидать песок в глаза все в той же песочнице. И в следующий раз, когда ваш малыш решит поэкспериментировать – кинуть песок, отнять лопатку или ещё что-то ― скажите ему, что он солнышко, зайчик и рыбонька. Что он хороший и молодец, а вот поступает неправильно. Что ему самому было бы неприятно и больно. Что это чужая лопатка, а ваша в ведёрке. Что малыш расстроится, если его лопатку заберут.
И уверена, что, когда ваш малыш вырастит, он тоже будет верить, что нет плохих и хороших людей, а есть плохие и хорошие поступки.