Праздник Ивана Купалы издревле считался одним из главных в календарном цикле восточных славян. Он был посвящён летнему солнцестоянию и традиционно отмечался 24 июня. С переходом на грегорианский календарь праздник "переехал" на 7 июля, но не утратил в народном сознании своей связи с днём наивысшего расцвета природы.
Как водится, в рамках борьбы с языческими суевериями после крещения Руси древний праздник совместили с православным – Рождеством Иоанна Предтечи. Так и получился Иванов день, хотя когда-то его называли просто Купайло, или Ярилино гулянье.
По народным поверьям Иван Купала символизировал единение четырёх природных стихий: огня, воды, земли и воздуха. Именно поэтому ритуальная сторона праздника была связана с купанием в реках и озёрах, прыжками через костры и многочисленными обычаями и преданиями, касающимися растительного мира.
Купальский венок был главным символом и атрибутом Ивана Купалы. Его сплетали накануне праздника из диких трав и цветов. Считалось, что именно в этот день растения получают от солнца, воздуха и земли огромную силу. Травы, собранные на Ивана Купалу, служили универсальными оберегами: защищали от болезней и эпидемий, сглаза и порчи, охраняли от колдунов и ведьм, нечистой силы, "заложных" покойников, молний, ураганов, пожаров, даже помогали защититься от змей и насекомых-вредителей.
Для девушек венок олицетворял девичество, поэтому под конец праздника те из них, что достигли брачного возраста, уничтожали его, надеясь в следующем году выйти замуж. Иногда венок символически сжигали в костре или относили на кладбище, но чаще бросали в воду. Считалось, что если венок поплывёт, девушку ждут счастье и долгая жизнь в замужестве.
Обычно купальский венок вязали из березовых ветвей или плетей ежевики, дополнительно вплетая в него лесные и луговые цветы. Каждое растение в венке имело своё значение. О некоторых из них я решил рассказать в этой статье.
1. Клевер
Трёхлистный клевер ассоциировался с божественной Троицей, символизировал единство тела, души и духа. Его цветы и листья часто использовали в защитных ритуалах. Из клевера делали амулеты для сохранения молодости и красоты. Помимо этого такие обереги спасали от беды, сглаза и порчи, приносили счастье. Клевер использовался в любовной магии и для исполнения сокровенных желаний. Считалось, что особой силой обладает четырехлистный клевер, но отыскать его было не так-то просто.
2. Кипрей
Кипрей, или иван-чай, считался поистине удивительным растением, способным и целить, и кормить, и защищать, и продлевать жизнь. Наши предки верили, что помимо лекарственных свойств он обладает ещё и магической силой. Считали, что иван-чай привлекает удачу, помогает бороться с усталостью, быстрее восстанавливать физические и душевные силы. Существовало поверье, что нечисть боится кипрея, поэтому веником из его стеблей "вооружались", к примеру, когда нужно было прогнать из избы "плохого" домового.
3. Крапива
Крапива считалась надежным защитным средством от чёрного колдовства, сглаза и порчи. Использовали её и в любовной магии для приворотных и отворотных заговоров. С помощью крапивы пытались узнать имя недоброжелателя: для этого водили по её веточке ладонью, называя имена знакомых. Считалось, что на имени недруга крапива обожжёт руку. Верили, что крапива дарует храбрость и сильный дух, покровительствует воинам, защищает от ран в бою, но собирать её для этих целей нужно без страха. Кто боится крапивы — тому она помогать не будет.
4. Мышиный горошек
Это невзрачное растение считалось важным символом плодородия, а потому его плети обязательно вплетались в купальский венок. Среди прочих его магических свойств отмечали способность дарить физическую силу и выносливость своему обладателю. Считалось, что мышиный горошек защищает от неискренности и лжи, привлекает достойных доверия друзей.
5. Ромашка
Ромашка олицетворяла чистоту и удачу. Считалось, что если выпить на Ивана Купалу ромашковый отвар или чай, удача не покинет вас весь следующий год. Часто после праздника цветы ромашки вынимали из венка и складывали в небольшой мешочек. Этот талисман девушки носили с собой, чтобы привлечь суженого. Кстати, уже в наши дни учёные доказали, что ромашка действительно обладает некоторыми свойствами афродизиака.
Но главным украшением купальского венка являлись, конечно же, листья папоротника. Считалось, что папоротник обладает поистине чудесными магическими свойствами и цветёт лишь раз в году, в ночь на Ивана Купалу. Человек, сорвавший цветок папоротника, мог понимать язык животных, повелевать духами, видеть скрытые в земле клады, становиться невидимым. Неудивительно, что "поохотиться" за цветком папоротника в ночь на Ивана Купалу находилось немало желающих. Яркую и немного жутковатую повесть на эту тему написал Николай Васильевич Гоголь.
Сейчас, в наш просвещённый век, подобные суеверия могут показаться наивными и смешными. Однако наши предки, живя в тесном единении с природой, действительно очень тонко чувствовали "характер" растений и аккумулировали свой опыт в различных поверьях. За многими "магическими" свойствами целебных трав скрывается научно доказанное воздействие на организм человека. Ныне травы мы заменили таблетками, обряды и поверья – научными фактами и научным же скепсисом. Наша жизнь стала более удобной и понятной, лишившись при этом чего-то очень важного. И ночь на Ивана Купалу – хороший повод попробовать это "что-то" вновь отыскать.