Найти в Дзене
vadim morozov

Государство - это Я

Буквально так и сказал один из французских королей во времена абсолютизма. А что сейчас думают по этому поводу?

«Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.» Википедия.

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы.» (В. Ленин)

И других определений, что такое государство, великое множество и все они по-своему правы. И Владимир Ленин прав, хотя сегодня в России он не популярен. Козьма Прутков советовал: «Зри в корень» и он тоже прав. Надо бы добраться до причины государственности. Не может же быть так - пришёл невесть откуда варяг (ворог, враг) Рюрик, сел с дружиною в Киеве и сказал: «Здесь будет славянское государство, и наречём его – Русь!». Это не я придумал: так в наших летописях написано. Очень всё просто получается, так и подмывает пойти и самому основать какое-нибудь государство.

А на самом деле дело, очевидно было так.

Представьте себе времена тысячелетней давности и узрите во тьме веков несколько деревень, затерянных среди лесов, которые занимаются для своего прокорма сельским хозяйством. И труд этот тяжелейший от зари до зари. И лошадка у них не боевой конь, а тягловое животное. И мечей у них нет, только ножи, топоры, косы и вила. И не бойцы они. И фехтовать не умеют.

И вот собрали они урожай. Отпраздновали. Хмельного мёда попили. А наутро: бац! Откуда ни возьмись, вдруг появились разбойнички, хорошо вооружённые, обученные, весь урожай забрали, мужиков кого побили, кого и вовсе убили. А впереди зима и голод. Вот тут и задумаешься: что делать дальше – ведь в следующе году будет тоже самое.

А дальше, очевидно, община собралась и на вече решила, что дешевле заплатить десятину специальным обученным людям за защиту своего имущества и сельских угодий от разбойников, чем каждый год подвергаться набегам. И произошло первое разделение труда между аппаратом управления и народом. Между людьми, выполняющими функцию защиты, и населением территории был заключён социальный контракт. То есть работники госаппарата и тогда и сейчас всего лишь наёмные работники народа страны, с высоким уровнем профессионализма. И поэтому мне кажется странным, что депутаты Госдумы сами себе назначают зарплату.

А дальше всё было, как всегда. Не знаю, какую зарплату вече назначило князю и его дружине, но им это понравилось и со временем они занялись улаживанием внутренних распрей на своей территории, спорами с соседними князьями, строительством крепостей и, в конце концов, стали считать себя не наёмными работниками у народа, а его господарями. И стали они копить богатства и стали повышать подати с народа на своё содержание, и стали издавать правила и законы, чтобы подати те собирать и ни за что не отвечать. А в аппарат управления набирались исключительно родственники или друзья, или люди, дающие мзду (потом все эти люди дворянами стали называться). Судьями были тоже они. Поскольку тюрем в те времена не было, то за преступления платили звонкой монетой, скажем за убийства своего гражданина платили рубль, а за убийство иностранца пять рублей. Психически ненормальных извергали из общины (оттуда – изверг) и прятались они по лесам. Должников брали в «крепость», то есть заставляли отрабатывать долг, или продавать себя в рабство (оттуда – крепостной).

Вот такие государства были в те времена. Начиная свой путь с организации по защите имущества, жизни и чести граждан, государство превратилось ещё и в орган насилия одного сословия (феодалов) над остальным населением. И в этом В. И. Ленин прав. И князья русские возомнили о себе так высоко, что князь киевский Владимир Святославич, а не француз, первый сказал: «Государство – это Я!» и приказал народу своему верить в Христа. Загнал народ киевский в Днепр, сжёг славянские храмы и перепахал капища и пошёл крестить подряд всю Русь.

А после этого русское государство всегда было социально-политической организацией, осуществлявшей насилие одного слоя общества над остальными. Крепостное право просуществовало около тысячи лет. Советская власть взяла и отменила религию и экспроприировала собственность. Ельцин со товарищи лишили граждан всех накоплений в сберкассах и растащили госсобственность по частным закромам.

И поэтому очень странно слышать иногда фразу: «А государство куда смотрит?!»