Найти тему

Пока цветёт папоротник!

ПАПОРОТНИК (Polypodióphyta). Одно из самых древних растений на земле. Существует его множество видов. Присутствующее в некоторых латинских названиях папоротника слово "pteris" является производным от греческого слова "ptеron" - крыло, перо, которые так напоминают его листья.

     Русское название папоротника произошло от славянского слова "портъ" и "поротъ", что тоже значит «крыло». Сейчас славянский корень сохранился только в слове «парить». В языческой Руси папоротник был посвящен 6oгy грома и молнии Перуну. Народные названия папоротника очень выразительны: перунов огнецвет, жар-цвет, разрыв–трава, кочедыжник, чистоус, чертова борода ,сорокозуб, блошник, золотник, всех и не перечислить.

     Народная легенда так объясняет появление названия «папоротник». Пригласил однажды царь одну бедную семью в гости. Одели они свои скромные одежды и отправились во дворец. Дорога туда шла через лес. Ребенок измазал свой наряд лесными ягодами и стал тот ярким и веселым, мама украсила себя цветами, а папа сорвал красивые ажурные листья и сделал себе из них большой нарядный воротник. Во дворце они выглядели вполне прилично, не хуже других гостей, даже царь остался доволен. Особенно ему понравился наряд главы семейства. Царь подозвал к себе ребенка - узнать, что это такое красивое у его отца на шее. Тот ответил: папин воротник, но царь не расслышал и запомнил, как папоротник. Вот с тех пор так и повелось называть эти резные листья папоротником.

    Всем известно предание о цветении папоротника в ночь на Ивана Купалу — один из самых поэтических праздников украинского обрядового календаря.

     В языческие времена, Иван Купала праздновался 21 июня, то есть в день летнего солнцестояния. С пришествием христианства на Руси праздник остался, а дату изменили на 7 июля. Изначальное его название неизвестно. Нынешнее название — Иван Купала — имеет уже христианское происхождение и восходит к имени Иоанна Крестителя, которого поминают в этот день. Креститель в переводе с греческого означает - «тот, кто купает», ведь обряд крещения представлял собой именно погружение в воду. На Руси это прозвище переосмыслили и связали с традицией купаться в этот день в водоемах.

     В народном фольклоре папоротник по числу связанных с ним поверий и легенд первенствует среди других растений. Он является символом магического исполнения желаний. Его вплетали в венок, веря, что он привлекает и привораживает парня.

     Самая красивая и известная легенда о папоротниках гласит, что это растение цветет только в ночь на Ивана Купалу. Между листьями, похожими на крылья орла, поднимается цветочная почка. В полночь она с треском раскрывается, и появляется огненный цветок, озаряющий все вокруг, при этом раздается гром и сотрясается земля. Согласно легенде, человеку, одолевшему страх перед нечистой силой и овладевшему цветком папоротника, подвластны все тайны и чары. Он приобретет множество полезных свойств: станет понимать язык цветов и птиц, деревьев и зверей, может стать невидимкой, а главное, начнет видеть сквозь землю и, конечно, найдет все клады, спрятанные в земле.

    Заполучить цветок папоротника можно было и случайно. Одна легенда рассказывает, как человек отправился в ночь на Ивана Купалу в лес разыскивать пропавших быков, и заблудился. В полночь ему в лапоть упал цветок папоротника. В этот момент человек сразу же узнал, где он находится, стал понимать язык птиц и животных, увидел в земле таящиеся сокровища. Однако по дороге домой цветок стал жечь ему ногу, и человек, вытряхнув лапоть, потерял цветок, а с ним и все свои чудесные знания. Особенно повезет тому, кто, сорвав цветок папоротника, сможет "зашить" его в кожу ладони. Для этого следует сделать разрез в левой руке, и запихнуть туда цветок.

     А вот эта старинная украинская легенда известна не многим. Счастливо жила дочь с отцом. Его звали Иван Купало, а дочь - Папоротник, но отец за доброе ее сердце и красоту звал дочку Цветок. Однако, счастье длилось недолго. Привел Иван-Купало мать для своей дочери, а для себя жену. Думалось, жизнь станет еще лучше, но нет! 

     Однажды в ясную ночь, когда лесник пошел на охоту, мачеха стала варить зелье и говорить странные слова, а в полночь превратилась в колдунью. Она заметила, что падчерица все видела. А девушка с перепугу бросилась из хаты, куда глаза глядят. Долго бежала, а потом, обессиленная, упала на землю и потеряла сознание. В это время злая мачеха-колдунья наложила на девушку свои чары: "Будь кустом - высоким, травяным! Следы, оставшиеся за тобой, пусть прорастут таким же кустом. Не найдет тебя отец и люди не увидят. Твоя красота уничтожена. Только один цветок тебя спасет. А появляться он будет раз в год, в полночь. - Никто тебя здесь не найдет! А если найдет, то счастлив будет».

     Пришел Иван с охоты. Принес зверя, рыбу, сел отдохнуть. Увидел книгу, в которой были описаны различные заклинания. Прочел он в ней и о дочери, от страха едва не потерял сознание. Собрался с силами, поднялся, положил книгу там, где была, и о том, что читал, не сознался жене, чтобы и его со света не свела. С того дня не мог он найти покоя, все ходил искать следы дочери, но напрасно ! Стал Иван Купало следить за женой.

     Через год, в лунную ночь, увидел он, как она сбросила с себя все одежды, превратилась в черную птицу, заухала и улетела. Иван с перепугу аж побледнел, слезы залили ему глаза, на лбу выступил холодный пот. Быстро собрал Иван одежду колдуньи, бросил в костер, и книгу тоже сжег: "Пусть горит заклятие!". Когда все сгорело, скрылся он в кустах, стал злую птицу ждать. Поднялся сильный ветер, деревья гнулись со стоном к земле.

     Прилетела птица, превратилась в человеческий облик, оглянуться не успела, как сердце ее пронзила стрела. Так умерла злая колдунья. Кровь ее рекой пролилась и исчезла под землей. Взял мертвое тело колдуньи Иван и спрятал в выкопанную могилу. "Добро за добро, а за зло – зло, лучшей казни для тебя не придумаешь".

     Шли годы, а старый лесник все искал свою дочь-красавицу. Накануне праздника «Купание солнца» он, обессиленный, вышел к людям и обратился к ним хриплым голосом: "Отыщите куст цветущего папоротника, тогда снимется злое заклятие с моей дочери". Это были последние слова Ивана Купало.

     Папоротник считался любимым зельем чертей и ведьм. Поэтому на Гуцульщине, в частности, существовал своеобразный обычай бить папоротник. Чтобы он не засорял поле и не вредил травам, его били палкой накрест, а затем это место святили.
-2