Ещё с самого детства, проходя мимо стойки и подняв голову вверх, почти на небо, я удивлялся как же стоит такая огромная махина и не падает. Да я уверен, что для многих из вас этот вопрос тоже был интересен. Особенно когда на небе под сильным ветром проплывали большие белые облака, а башенный кран на их фоне так и кажется что вот-вот рухнет!
С другой стороны, есть уверенность, что башенный кран не может качаться, ведь он полностью металлический.
Давайте спросим у машиниста крана с большим стажем работы на башенных кранах различных марок, от старых-старых советских БКСМ-ов, до современных импортных кранов - Алексея:
— Алексей, скажите, так как всё-таки качается башенный кран?
— Башенный кран конечно же качается. Раскачка происходит по разным причинам. Первое, это изменение грузового момента, то есть чем тяжелее поднимается груз, тем сильнее наклоняется конструкция крана. Причём гнётся и стрела и сама башня крана.
— Насколько ощутима раскачка из кабины крана?
— Качка происходит только в момент натяжки стропов, то есть от начала движения крюка до момента отрыва груза от земли. И если эту натяжку делать резко, то раскачка ощущается даже привыкшими к этому крановщиками, но если натягивать груз плавно, то ощутить её сложно, тем более сидя в кресле машиниста.
— А если не в кресле?
— Не из кресла будет сложно управлять краном)) А серьёзно, бывает если стажёр сидит за рычагами, а я сзади стою и он от неопытности резко бросит тяжёлый груз на землю, то штормит не хило, аж держаться приходится двумя руками за стены кабины.
— Не страшно в такие моменты?
— Не скажу, что прямо страшно, но опасения конечно бывают при особо резких движениях. Ведь краны подают, в том числе, и от неграмотных действий машиниста при работе с тяжелыми или запрещёнными грузами. А к большинству раскачек крана относимся как к рабочему процессу, привыкли уже.
— А как качает кран при ветре? Какой он должен быть чтобы раскачать его?
— При сильном ветре тоже кран качается, но у каждого крана свои пределы от завода-изготовителя. И от высоты конечно зависит. Например, на КБ-474 высотой метров 40 при ветре 13-17 м/с уже хорошо ощущается раскачка и стрелу сложно удержать на месте против ветра. А для датского KROLL даже при большей высоте такой ветер будет мало ощутим. Но сильный ветер оказывает и психологическое давление на крановщика, когда его шум завывает со всех сторон, внизу летают большие куски брезента, сдувает с верхнего перекрытия листы опалубочной фанеры и ещё начинается дождь! В такие моменты хочется быстрее слезть с крана, от беды подальше.
— От ветра тоже падают краны?
— Конечно, это одна из самых частых причин после человеческого фактора. Хорошо, если крановщик к этому моменту уже спустился с крана. Но бывают случаи, когда или администрация стройки или сам машинист подходят безответственно к требованиям охраны труда и вместо остановки крана работа продолжается, несмотря на усиливающийся ветер, тогда бывают и трагические случаи. На моей памяти есть несколько ужасных случаев, как-нибудь я вам расскажу, если будет интересно.
— Да, конечно, будем рады! Спасибо, Алексей, за ваш рассказ!
— Не за что, приходите ещё!
Теперь мы с вами точно знаем, что кран, хоть и полностью металлический, но всё же качается. Пусть это не очень заметно с земли, но Алексей постарался показать вам это на небольшом видео из кабины крана:
Ну, скажу я вам, немного заиграло у меня во время просмотра)), конечно когда смотрел 5-й раз, то уже не боялся совсем, опыт ))
Давайте поддержим человека такой ответственной профессии лайками и подпиской. Я буду задавать ему ещё много вопросов о его работе и не только ему и не только о работе. Вы тоже можете задать в комментариях свои вопросы крановщикам для следующих выпусков.