Найти тему
PRESQUEVU

Фанфикшн как одна из граней современной литературы

Фанфикшн – некоммерческое литературное творчество в заданной (автором «канона» или фикрайтером) реальности, в которой могут как варьироваться, так и сохраняться хронотоп и система персонажей. Это не только непрямое выражение мыслей и впечатлений (или «аффектов», как кому-то захотелось выразиться), но и материальное сотворчество. Это не просто разработка персонажа (хотя и такое иногда происходит в набросках, т. е. «драбблах»), а чаще всего доразвитие сюжета или его дополнение, расширение или переделывание реальности, созданной автором «канона».

В «поле действия» фанфикшена попадают не только массовые тексты, но и классические, а качество самих фанфов варьируется от откровенно дурных до достойных высших похвал (с т. з. настоящей литературы!). Что касается «ориджиналов», они по совершенно непонятным причинам являются фанфами, хотя по большому счёту являются полноценными рассказами/романами также различного качества от подростковых литературных опытов до достойных печати и огласки работ.

Фанфикшн перерабатывает не только сюжеты литературы, но и многие другие: различные кинематографические жанры, мультипликационные, комиксы и мангу. Кроме того фанфы могут быть написаны про реальных людей, об исторических лицах и проч. Далее речь пойдёт именно о фанфах по книгам.

В интернете можно найти множество высказываний, характеризующих фанфикшн с разных сторон. Кто-то считает, что «Фанфики – возможность поучаствовать в современном литературном процессе» и что «Фанфикшн – это новая форма освоения литературы», а кто-то причисляет фанфикшн к массовой литературе или откровенно к её низовой нише.

Хочется подчеркнуть, что фанфикшн так же разнороден, как и любой слой литературы (допустим, в массовой литературе тоже есть своя иерархия). Качество фанфа зависит от различных показателей: от аудитории, мотивации фикрайтера, его возраста (не всегда), от степени знания канона и фэндомных наработок, и, конечно, от личных писательских качеств фикрайтера.

Аудитория. Очень многое зависит от аудитории, а точнее от того, какой жанр (в рамках фанфикшена) они запрашивают. Понятно, что читатели, которые запрашивают фанфы с рейтингом G или PG-13 без страшных (иногда аморальных) меток/жанров «психология», «философия» являются носителями более высокой культуры, чем те читатели, что запрашивают работы типов слэш/фемслэш/гет высоких рейтингов с «страшными» метками. Работы последнего типа напоминают «бульварные» романы, а иногда и нечто намного хуже, что абсолютно не предназначено для подростков, которые, тем не менее, читают, а иногда и пишут подобные работы.

Мотивация фикрайтера. Мотивация очень тесно связана с предыдущим пунктом. Одни фикрайтеры (I тип) пишут ради фидбэка (им нужны читатели, лайки и комментарии, т. е. любое внимание), а другие (II тип) желают внести деятельный вклад в развитие литературного мира, созданного любимым автором, при этом, не желая обрести какой-либо выгоды. Фикрайтер второго типа может обрести сторонников своей интерпретации, которые продолжат писать работы в его ключе, а может просто таким образом «выговориться». Понятно, что фикрайтеры первого типа пишут либо высокорейтинговые фанфы (NC-17/21) или же неглубокие работы по мейнстримным произведениям. Второго – берут как мало-, так и широко известные произведения.

Возраст. Не все фикрайтерские ресурсы ставят ограничения для фикрайтеров. Например, на Ficbook.net можно опубликовать что угодно (жалоба, конечно, придёт, но не сразу, а затем последует удаление) и «кем» угодно. Понятно, что работы 6-летнего, 18-летнего и 30-летнего будут отличаться (второго и третьего не всегда, и это комплимент, а вот первого и второго – точно).

Степень знания канона и фэндома. Неопытный читатель не всегда способен понять, какой фикрайтер знает канон на зубок, но он точно заметит, что чего-то не знает в работе фикрайтера, если погружён в фэндом недостаточно. Фикрайтер, имеющий высокий уровень знания канона и других фанфов (не только фанфов, но и других фэндомных продуктов) пишет глубокие работы не только с т. з. фанфикшена, но и равную высшим слоям массовой литературы (кто знает, может, именно эти слои в будущем будут названы классикой литературы 21-ого века).

Личные писательские качества автора ценятся всегда. Язык автора, грамотное и точное употребление выразительных средств, психологическая тонкость, способность небанально описать интерьер, дать пейзаж или хорошую характеристику персонажа и др. – всё это не остаётся незамеченным, подмечается читателями. Это востребовано.

Помимо прочего каждый фанф имеет свой процент оригинальности. На фоне того, что фикрайтеры заимствуют какой-либо элемент чужого произведения, упоминание слова «оригинальность» может показаться забавным, но в этом нет ничего смешного.

Оригинальность (именно в плане восприятия текста, а не при опоре на статистические лексические данные) может варьироваться от «новый персонаж»/«локация» до «оставлю только концепцию автора». Кстати, такие вещи как «копировать» и «вставить» отсутствуют в фанфикшене совершенно, исключение: культовые цитаты.

Самые оригинальные работы написаны «не по канону», т. е. они противоречат каким-то базовым фактам канона, но не выпадают из его «мира» в широком смысле этого слова. Одними из самых больших противоречий канону считаются: убийство или возрождение какого-либо героя, перенос героев одного произведения в реальность другого произведения (например, персонажи «Хроник Нарнии» в Хогвартсе) или перенос героев двух произведений в реальность третьего произведения (персонажи Роулинг и Льюиса в реальности Толкиена), романтические/дружеские/враждебные отношения между теми героями, у которых отношения такого рода в каноне не имеются.

Менее оригинальны фанфы по канону, но это не значит, что они не интересны. Такие фанфы предусматривают не менее разнообразные модификации канона. Вот две из них:

1. Сохранение сюжета и системы персонажей, но дополнение сюжета новыми сценами или более крупными вставками. Они могут быть:

а) перед событиями канона (дополнительные истории о детстве Гарри Поттера или целые циклы про «мародеров», т. е. родителей ГП и их друзей);

б) внутри (как отдельные сцены, так и целая история рода Блэков);

в) в качестве продолжения (о жизни детей ГП и его жены).

2. Введение нового персонажа (в качестве современника ГП, его детей или родителей, а может быть задолго до них всех или даже после).

В мире фанфикшена можно встретиться и с другими модификациями, но это основные.

Чаще всего эти произведения пишутся без ведома автора, но есть случаи, когда фанфы пишутся с разрешения автора или даже вместе с ним (есть напечатанные издательствами фанфы по «Звездному пути», про Шерлока Холмса, Доктора Кто и др.) Даже апокрифы можно назвать фанфами по мотивам Священной истории.

Фанфикшн действительно даёт «возможность поучаствовать в современном литературном процессе» и является «новой формой освоения литературы». Он является лишь частью современной литературной ситуации, зато хорошо показывает новые механизмы (деятельное соавторство, а не только в процессе восприятия, при чтении, как это было прежде), типы читателей и писателей.

Современная литература – это игра с уже имеющимися текстами, сплошной интертекст. Разве фанфикш не самая внятная иллюстрация этого явления?