Экзамены, слава всевышнему, плавно идут к концу. Осталось по мелочи - иностранный язык и что-то не шибко популярное у нас в сельской местности. Биология, кажется. На иностранный, насколько я знаю, всего один ребенок зарегистрирован. В общем, есть шанс на немного более спокойный экзамен, а не такой, как обществознание в этом году получилось. Потом еще резервные дни есть, но там, как правило, всегда единицы.
В общем, целостной картины моего эксперимента это уже не испортит. Ну как эксперимента...
В один из первых экзаменов в самую тяжелую паузу между входом в аудиторию и началом инструктажа, мы привычно болтали обо всем и ни о чем с детьми. Атмосферу немножко разряжали. И между прочим зашел разговор о поступлении в ВУЗы. Я предположила, что, может быть, кто-то из присутствующих здесь детей через несколько лет тоже будет работать организатором в аудитории, окончив педвуз. Однако в ответ я услышала только смех, как будто в ответ на сказанную мной шутку.
Я не постеснялась, уточнила: "Что, разве никто не собирается в педагогический?" И одна девочка на втором ряду тихо пояснила: "Ну если только экзамены плохо сдадим..."
Меня прямо хлестнуло этой фразой. Я виду не подала и поддержала разговор: "А в наше время педагогами становились те, кто, наоборот, хорошо экзамены сдавал..." Выпускники улыбались мне в ответ то ли с недоверием, то ли с жалостью.
Абзац. Приплыли. Меня, откровенно говоря, немного задело пренебрежение, сквозившее в словах и взглядах детей на профессию учителя. Я начала осторожно подводить к этой теме на каждом следующем экзамене. Ни одного. Один раз даже девчушка пояснила, что лучше пойдет "ноготочки делать", если "в нормальный" ВУЗ не поступит.
Представляете, как учитель выглядит в глазах детей и родителей, что ни в одной семье не рассматривают благородную профессию в качестве призвания. А я знаю, что в числе выпускников были и дети учителей (у нас деревня, мы основную массу детей знаем, даже из маленьких школ - все-таки много лет они в различных конкурсах и мероприятиях участвовали, а мы организовывали их).
Ни одного будущего учителя из числа выпускников.
Может быть, мне не попадались, а все они в соседних аудиториях были? Это я так себя успокаиваю. Потому что это уже не смешно.
После такого начала экзамена у меня стало развлечением каждую нудную свободную минуту, глядя на детей, фантазировать, кем он станет в будущем.
Я увидела несколько прирожденных руководителей - у них уже сейчас властный взгляд и горделивая посадка головы, они не суетятся, а их росписи в бланках тверды и размашисты.
Нескольким я мысленно пожелала стать врачами - педантичная аккуратность, идеальный порядок на столе и в бланках, сами аккуратненькие, в кипенно-белых сорочках. Потом, когда принимала бланки, выяснила, что почерк у них неподходящий для врачей - уж слишком разборчив.
Представителей много каких профессий я "увидела" в своих аудиториях.
И педагогов гипотетических я тоже увидела - несколько девчушек и одного парня с плавными, мягкими движениями, деликатными манерами, каллиграфическим почерком и лучистой улыбкой. У них даже во взгляде что-то доброе и умиротворенное просматривалось.
Вот бы таких в учителя! А то, не успею оглянуться - моих внуков некому будет учить.
Хотела закончить, но вспомнила, что про мух обещала. Для позитивного финала. Небольшая зарисовка с экзамена, не претендующая на отдельную статью.
Окна в аудиториях открыты настежь, москитницы в нескольких местах порвались, мух налетело... Сидим, отмахиваемся. А когда печать бланков началась - весь рой дружно закружил над тепленьким бланками. Мы обратили на это внимание, и тут один остряк из числа выпускников не удержался и изрек: "Мух не обманешь - над КИМами кружат..."
Смеялись все долго. А мне в это время прошлогодняя история вспомнилась, когда я, укладывая стопочками свеженапечатанные бланки и желая немного разрядить напряженную обстановку, прокомментировала: "Тепленькие - с пылу - с жару..." На что мне рыженькая девчонка с дерзким взглядом и татушкой на щиколотке парировала: "Ага - прямиком из ада!.."
Вот, наверное, здесь сегодня и закончу.
Людмила Серегина (БЛОЖенная)