Кто: Анатолий Тверитнев, блогер, автор курсов английского языка, курсов по развитию личного бренда, экскурсовод
Аудитория: 200 тысяч человек
Где: Рязань
Конфликт: У блогеров есть идеи, но не хватает ресурсов на их воплощение. У государства есть ресурсы, но нет желания помогать. Исторические здания Рязани разрушаются
Рязанский блогер Анатолий Тверитнев водит экскурсии по городу, и ему стыдно от того, в каком состоянии дома, в которых живет история. «Стыдно» — это не фигура речи, не какая-то там абстракция. Ему действительно неловко перед людьми, которым он эти дома показывает.
— Мне приходится говорить: ну вот здание, здесь жил великий человек, но оно сейчас в плохом состоянии. И все время надо оправдываться.
Вообще-то Тверитнев преподает английский, и первые экскурсии он проводил бесплатно для своих учеников — обычно это взрослые люди, которые задались целью выучить английский. Но скоро выяснилось, что в Рязани никто не занимается иностранными туристами, которые приезжают на заводы наладить оборудование — или показать усыновленным детям их родной город. Тогда Анатолий стал водить иностранцев за небольшие деньги. И вот он стоит перед ними и выдавливает из себя что-то вроде: ну да, правда, в таком состоянии сейчас дом, но вообще-то в этом доме жил Циолковский…
— А это же потенциальный ресурс, и мы им не пользуемся, хотя могли бы! У нас в Рязани есть дом, где жил основатель бренда Max Factor. Я загадку загадываю: основатель какого известного бренда жил в Рязани? Люди говорят: ну может быть, «Невская косметика»? Или что-то еще в этом роде — называют российские марки. А на самом деле это Max Factor.
У нас есть одна девочка (Ксения Паначева. — «Репортер»), у нее есть сайт «Я вам покажу», и люди приезжают в город просто потому, что прочитали на этом сайте какие-то истории. Ксения не только водит экскурсии, она музей открыла. Одна девушка сделала больше для развития туризма в Рязани, чем министерство туризма! Есть у правительства программа по развитию туризма, но она не работает.
— Почему правительство не может, а вы можете?
— Им это не нужно… Мы живем в век интернета. Люди приехали, им понравилось, выложили в интернет фотки, написали, как классно — и другие захотели приехать. А у государства «развитие туризма» — какие-то скучные мероприятия.
Новости на сайте министерства культуры и туризма Рязани вызывают такую скуку, что сайт сразу же хочется закрыть. Выставка дипломных проектов, областной конкурс того, общероссийский конкурс сего… Иногда министерство дает новости проекта «Я вам покажу» у себя на сайте.
— У нас есть какой-то потенциал. У меня есть запрос для коротких поездок — «посмотреть город за один день». Я ездил на форум «Территория смыслов», выиграл грант — 200 тысяч рублей. Думаю набрать экскурсоводов. Но вот в прошлом году Тула была новогодней столицей, а в этом году — Рязань, и к нам туристов в два раза меньше приехало, потому что туляки раскрученные, а мы нет! Да, у нас есть медиаресурсы — это тоже ресурс; но вообще-то у государства возможностей гораздо больше.
Чтобы продвигать свои проекты, Анатолий даже решил пойти осенью на выборы.
— Не знаю, что это даст, но если я пройду, то, надеюсь, что-то можно будет развивать быстрее.
Если бы государство поддержало живую инициативу, эффект мог бы быть огромным. Например, в Польше есть узнаваемый туристический бренд — вроцлавские гномы. Гномов в городе порядка четырехсот, туристы специально приезжают, чтобы искать их на улицах. Потом выкладывают фотографии гномов и пишут: «В прошлый раз мы приехали, нашли только десять, в этот раз — 40, а уж в следующий раз подготовимся и найдем сто!» Гномы заставляют их возвращаться снова и снова.
История с гномами совсем свежая, и запустили этот проект городские власти. В 2005 году заказали первые пять фигурок, попросили скульптора, чтобы они вписывались в городской ландшафт, и Томаш Мочек сделал их такими, «будто они были здесь всегда». Первых гномов поселили в центре города, а через год началось нашествие — теперь гномы во Вроцлаве карабкаются на фонари, обслуживают банкоматы, подают пирожные в булочные, караулят подземелье, штукатурят стены… Идея понравилась городскому бизнесу, и люди стали сами заказывать новых гномов соответствующей «специализации».
Как связаны гномы со Вроцлавом? В 1980-х они были символом Оранжевой альтернативы — подпольного антикоммунистического движения в Польше. Милиция закрашивала краской антикоммунистические надписи на домах, а сверху, по этой краске, акционисты рисовали гномов. В начале 2000-х забытому символу придали новое значение, и гномы стали приманкой для туристов.
Увидев вроцлавских гномов, Анатолий Тверитнев подумал: а почему бы и у нас не сделать что-то подобное? У нас же, по поговорке, «в Рязани — грибы с глазами»!
Как думаете, получится?