Найти тему
Олива

Учиться, учить, и снова учиться

Бывшему министру образования Андрею Фурсенко, ныне советнику президента рф, Википедия приписывает следующие слова:

— «…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя.»

    Когда в 2006 году министр с “успехом” будет внедрять ЕГЭ в школах, академик Алфёров скажет, что “министр образования и науки Андрей Фурсенко не имеет опыта ни в образовании, ни в науке” [1]. Но будет уже поздно давать оценку своему бывшему заместителю по Ленинградскому Физтеху: министр не только успешно сломает советскую систему образования, но и вовсю будет “взращивать” будущих “потребителей”.

    Пишу молодым поколениям российских инженеров и учителей. Это важная и серьёзная тема, поэтому считаю нужным высказаться.

    Я застал ещё советскую систему образования. Cчитаю, мне очень повезло. Глубокое уважение к личности человека, его обучение и воспитание с целью полного раскрытия заложенных Творцом способностей - действительно были фундаментальными принципами Советской Школы, этого высочайшего достижения русской культуры.

    Изменения, которые произошли в образовании за последние 20 лет - трудно не заметить. Вот, протоиерей из Архангельска Евгений Соколов обращается на youtube к москвичам [2]:

— «На вашем гербе изображён Георгий Победоносец. Особая сакральная личность, которую мы сделали символом столицы, изобразив на гербе города Москвы. Какой подвиг он совершил? Чем он прославлен особо, что мы решились изобразить его на гербе?»

— «...знаете, практически никто не сказал. Поразительный дилетантизм!»

    Тяжело было в это поверить! Герб Москвы на каждом углу: в школе, на улице, на бланке ЖКХ. Учиться в Москве и не знать?.. При случае, задаю знакомой молодёжи вопросы “Кто и за что изображён на гербе Москвы?”, “Кому и за что установлен памятник на Красной площади?”. Практически никто не отвечает. Иногда вспоминают “всадника с копьём” или фамилии “Минин и Пожарский” – но затрудняются пояснить “за что”.  Слушайте, чему и где вы учились?

    Что же, Фурсенко неплохо справился с поставленной начальством задачей. Появился человек нового склада: потребитель. С упрощённой картиной мира, но в принципе, способный сравнить два тарифа сотовой связи и оценить “скидку 10%”.

    В этом нет вины самого человека: так устроена система, которая теперь не “учит и воспитывает личность”, а “оказывает образовательные услуги”. Результат закономерен. Опорой “старой” школы был советский педагог, воспитанный на сначала на христианских заповедях, а затем на “моральном кодексе строителя коммунизма”. Стоит заметить, что большая часть из его 12 принципов автором Бурлацким Ф.М. построена на… христианских заповедях [3]. Такой педагог хотел и умел вкладывать в учащихся душу, а не только натаскивать на решение задач. Помню, дополнительные уроки по математике в 11 классе у нас начинались в 7:30, и речи не было про оплату – Раиса Андреевна выполнял свой долг, готовила нас к поступлению в ВУЗ. Однажды спросил своего школьного учителя физики Владимира Марковича:

- «У вас же университетский уровень знания предмета, почему вы преподаёте в школе?»

- «Потому что я люблю детей» - ответил он.

Теперь же, все дополнительные занятия - платные (кроме хора ;). С введением дистанционного “обучения” - этой полной профанации и имитации образовательного процесса, его фактическим узакониванием - пробито очередное “дно”.

Вот хороший приятель, выпускник ВМК МГУ присылает задачу:

-2

Эта задачка из книги 1964 года “Весёлые тайны”, серия “Знай и умей” библиотечки пионера. В обращении к юному читателю автор книги пишет, что эта книга 

«о весёлых загадках, занимательных задачах и хитрых головоломках, ...о том, как их разгадывать и составлять самому».

И поясняет зачем их решать: 

«…чем чаще мы задаём себе вопрос “А почему это так?” - тем доступнее для нас тайны, тем полнее и целостнее встаёт перед нами мир». 

    Т.е. цель - целостная, системная картина мира, которую он обретает человек изучая причины явлений. 

    Прекрасная книга, только ответ к данной задаче даёт неверный ;) Пришлось объяснять в чём ошибка автора. Знакомый даже не постарался решить и понять “почему так?”! Интереса ради отправил задачку десяткам контактам в WhatsApp, в Telegram-группу. Сообщаю результат: более-менее правильный ответ даёт 1 человек из 10. А ведь задачка - 7 класс средней школы, тема “Равенство работ при использовании простых механизмов. Золотое правило механики”. Некоторые ведущие инженеры - задачку решают. Молодые инженеры и “эффективные менеджеры” - уже с ней не справляются (хотя поиском в Google пользуются неплохо ;). Почти половина списывает всё на силу трения и ставит на ничью. Кое-кто пытается применять …законы логики!

    Даю ему встречную задачу. “Студент выучил 70% экзаменационных билетов. Что ему выгоднее: тянуть билет первым или одним из последних?”. Не хочет думать и решать, начинает моделировать на ПК. Спрашиваю: “Зачем?”. Ведь эта задача не на моделирование, а на понимание природы вероятности. У неё очевидный ответ, который, конечно, можно получить прямо:

P(A)=m/n. После следующего вытянутого билета:  

P(A)=m/n * (m-1)/(n-1) + (n-m)/n * m/(n-1) = m/n.

    Не я один замечаю новую тенденцию к “вероятностному” мышлению, попыткой “прикинуть вероятность” или “промоделировать” вместо желания понять суть процесса или явления.

    Что получается. Если человек не справляется с задачкой 7 класса, откуда будет навык - искать и вырабатывать самостоятельные решения? Откуда у него возьмётся личное обоснованное мнение? Да это просто невозможно! Ему в жизни придётся слушать и принимать на веру чужие решения. Навязанное извне мнение он будет считать своим. И, как он посмотрит в глаза своему ребёнку после просьбы помочь со школьной задачкой?

    Нужно понимать, что действующая ныне система образования обслуживает олигархическую экономику «трубы», её цель – безнравственный и послушный потребитель, лишённый исторической памяти и самостоятельного критического мышления. Сейчас медицина и образование построены на отношениях денежного обмена. Эти принципы гнилые и вредные.

    Что делать? В истории нашей Родины уже были и безграмотность, и оккупационные администрации. Но наши предки выходили из положения победителями. У нас нет советской школы, но есть советские учебники, есть лозунг “учиться, учиться и учиться”, который снова становится актуальным. В нас жив дух и нравственные ценности, основа которых суть любовь к Творцу и человеку - который есть образ и подобие Божие.

    13 статья конституции запрещает государственную идеологию. Уверен, нам нужна Россия с ясной целью своего существования, установленной ещё нашими великими предками: «Святая Русь, храни веру Православную!».

    Должно учиться. Постоянно. “Копать глубже” и “расширять горизонты”. Я не про бизнес-образование (MBA), “личностный рост”, ТРИЗ, “корпоративную стратегию” и прочую второсортицу. Я про знания фундаментальные, нашу культуру и историю. Как говорил Резерфорд: 

”все науки делятся на физику и коллекционирование марок”. 

Ну, вы поняли ;)

    Должно учить, воспитывать нравственность. Ведь не сложно устроиться в школу или институт на четверть ставки, или хотя бы подтягивать ЕГЭ/ОГЭ у детей знакомых?! Это послушание нужно взять на себя и достойно нести. 

    Учить нужно не корысти ради, а с любовью к человеку, ради самого человека. Нужно учиться любить, правильно жертвуя собой. Это духовно-нравственная основа всего процесса. Безнравственный человек, вооружённый знаниями, способен нанести колоссальный вред. Фурсенко и его демонтажная команда это прекрасно показали. 

[1] ru.wikipedia.org: Фурсенко Андрей Александрович

[2] https://www.youtube.com/watch?v=ZkDXZIIv9iQ, 9:33

[3] ru.wikipedia.org: моральный кодекс строителя коммунизма