Игорь Найденов, автор репортажей из Шиеса и о рязанский дальнобойщиках, рассказывает о том, что стало с героями этих текстов и как малоразвиты у нас политическая деятельность и протестные технологии
О чем говорит произошедшее с протестом дальнобойщиков против системы контроля «Платон»?
О том, что современный народный бунт у нас либо проваливается рано или поздно (стояние в архангельском Шиесе — скорее всего, то самое исключение, подтверждающее правило). Причем — на самое дно гражданской апатии. Со словами
«Блин, с этими инфантильными людьми невозможно не то что политическую стачку организовать, а даже какой-нибудь захудалый субботник по раздельному сбору мусора».
Либо оборачивается эдаким разоблачающим всех и вся навальнизмом. Цинично-насмешливым противопоставлением «воровскому» бездушному государству себя — человека, в общем, неплохого. А также себе подобных. И обязательно — немногочисленных, штучных. Потому что разве же бывает много таких, кто понимает, как устроена русская жизнь в реальности, а не только по сводкам ВЦИОМ?!
Третьего не дано. Но это ведь заблуждение.
На самом деле еще один исход есть. Правда, ни разу на нашей территории не наблюдавшийся. Тот, к которому приводят народные или профессиональные протестные акции в устоявшихся демократиях.
Там, где сама технология протеста отработана десятилетиями, если не столетиями. Причем таким образом, чтобы его результат, каков бы он ни был, не расшатывал устои, основы, базисы-надстройки. Да хоть и скрепы. Короче говоря, не приводил к повешению барыг на фонарях и гражданским войнам.
Там, где легитимные лидеры протеста, профсоюзные боссы избегают занимать крайние позиции. «Все или ничего», «свобода или смерть», «отставка или хрен вам» — вот это вот все. А в противостоянии с правительствами или корпорациями используют различные переговорные тактики и практики. В зависимости от ситуации на улице — революционная она или не очень. От ресурсов — человеческих, финансовых, идеологических. От политической конъюнктуры. От много чего еще.
Там поднажали и вывели людей на бульвары, а здесь подвинулись и сняли блокаду автотрассы. Тут вообще прекратили работать, а здесь организовали всего лишь вегетарианскую итальянскую забастовку. А затем намеренно завысили требования, чтобы впоследствии откатиться назад, на приемлемые позиции. «Сколько-сколько за литр бензина?! Повышаете на 3 евроцента? Да вы охренели! А мы требуем — снизить. Не можете? Ладно, так и быть — оставляем как есть».
В протестном промысле действуют те же самые закона рынка. Больше попросишь — больше дадут. И наоборот. Ну, может, не совсем рынка. Скорее, базара — называйте как хотите. Но это работает,как показывает то же движение «Желтые жилеты» во Франции.
К сожалению, в России государство и протестующие не имеют ни опыта переговоров, ни, что важнее, желания договариваться друг с другом. Способ их общения напоминает тот, который используют четкие пацаны на районе:
— Ща по щам.
— А ты рискни.
Нашему государству проще объявить, что народ сам не знает, что ему надо будет делать, получи он свободу. Поскольку народ глуп. И всегда был глуп. И всегда будет.
Вместо того чтобы усиливать муниципальную власть — а новая Конституция, как известно, ее, напротив, ограничивает. Вместо того чтобы увеличивать партийное разнообразие в местных советах — а сейчас там уже практически нет никого кроме «Единой России». Стимулировать профсоюзную активность — например, упразднив хотя бы геронтократию в общероссийском руководстве.
Нашим же революционерам проще замутить по-быстрому какую-нибудь движуху с чем-нибудь да несогласных. А потом, слив дело, свалить все на пассивный менталитет плебса и на патологическую бессовестность элит.
Вместо того чтобы увеличивать представительство в органах власти всех уровней, не гнушаясь низовыми. Вместо того чтобы продвигать свою идеологию в гражданских сообществах, номинально не связанных с политической деятельностью. Создавать сети влияния и выращивать активистов на местах. Смирять, наконец, свои, индивидуальные амбиции в угоду общему делу — иначе говоря, не сраться между собой по поводу того, у кого коленвал толще.
Но это ведь требует времени, нервов, напряжения сил, правда же?! И вообще — скучно. Не то что с полицией махаться в клумбах на площадях Ленина.
В общем, во всем у них — и у тех и у других — традиционно, «раззаразом», виноват народ.
А народ такой: «Я тут в лес собрался. Охотничий сезон как раз начался. Сейчас, только почищу свою “Сайгу”. Ага, которая на калаш похожа. Так что шли бы вы, господа, пешим эротическим маршрутом. И те и другие. От греха. А то задену ненароком. Я ж глупый».
Полный текст репортажа читайте здесь.