Найти тему
Анастасия Лобская

Кому молиться во время пандемии

До изобретения антибиотиков и прорывных успехов в вакцинации, то есть до середины XX века, смерти от инфекционных болезней были обыденностью даже для европейских стран. Оспа, корь, брюшной тиф, холера и другие инфекции уносили тысячи жизней, но самой страшной заразой стала, конечно же, чума. Придя в Европу как минимум в VI веке нашей эры, она то и дело возникала в разных местах, а дважды привела к настоящим пандемиям: Юстиниановой чуме и так называемой «черной смерти».

Медицина того времени практически ничего не могла противопоставить стремительной болезни. Выбор возможных действий был невелик: самоизолироваться, искать виноватых и истово молиться, ведь, как всем было известно в те времена, моровая язва или посылается в наказание за грехи, или является происками дьявола. И в первом, и во втором случае помочь могла только молитва. Так появилась целая группа святых – защитников от чумы.

Святой Рох

Защита от чумы была основной специализацией святого Роха (в итальянской транскрипции его называют Сан Рокко). В соответствии с его житием, он жил не во время «черной смерти», а немного раньше. Однако локальные вспышки заболевания чумой бывали и до середины XIV века, и, видимо, во время одной из них и заразился святой Рох.

Ему повезло - он смог побороть болезнь. Сейчас мы знаем, что, если бубонная чума не перешла в легочную форму, шанс выжить даже без современного лечения антибиотиками, есть: по разным оценкам, выздороветь могли от 5 до 20 процентов заболевших. Другой вопрос, что примитивные карантинные меры того времени, включавшие заколачивание домов с заболевшими или даже их сожжение, могли не оставить и такого шанса.

Но Святой Рох оказался настоящим счастливчиком. Во-первых, когда стало ясно, что он заболел, его не стали убивать, а просто выгнали из города. Во-вторых, он оказался обладателем отличного иммунитета, который сумел побороть болезнь. В третьих, в изоляции у него были все шансы умереть если не от чумы, то от голода и жажды, но к нему прибилась собака, которая приносила ему хлеб и воду.

Эпизод с заражением и исцелением от чумы стал ключевым в иконографии святого Роха. Его изображают со спущенным с ноги чулком, указывающим на сильно увеличенный лимфоузел на ноге. Рядом с ним очень часто есть собака – та самая, которая спасла его от голодной смерти.

Иконография святого Роха очень узнаваема: спущенный чулок, бубон, собака
Иконография святого Роха очень узнаваема: спущенный чулок, бубон, собака

Святой Себастьян

Содома. "Святой Себастьян", 1525
Содома. "Святой Себастьян", 1525

Римский военнослужащий, приговоренный императором Диоклетианом к мученической смерти (сначала его привязали к дереву и расстреляли из луков, а потом, когда он выжил, до смерти забили палками), стал небесным защитником от чумы практически случайно.

Одним из немногих источников информации о нем является текст средневекового монаха Иакова Ворагинского «Золотая легенда». Ворагинский пишет, что в правление короля Куниперта, а это рубеж VII-VIII веков нашей эры, вся Италия была охвачена столь страшной моровой язвой, что живые не успевали хоронить мертвых. «В то время многие воочию видели благого ангела, за которым следовал ангел смерти с железным копьем в руках, и благой ангел приказывал ему разить и убивать людей. Когда тот лютый ангел поражал какой-либо дом, оттуда выносили множество умерших», - писал об этой чуме Иаков Ворагинский.

Работа Жюля-Эли Делоне «Чума в Риме» 1869 года использует иконографию чумы из «Золотой легенды»: благой ангел указывает лютому ангелу, кого разить
Работа Жюля-Эли Делоне «Чума в Риме» 1869 года использует иконографию чумы из «Золотой легенды»: благой ангел указывает лютому ангелу, кого разить

По божественному откровению было явлено, что мор не прекратится до тех пор, пока в городе Павии на севере Италии не построят алтарь, посвященный святому Себастьяну. Как только алтарь был установлен, и в него поместили часть мощей святого, чума якобы стала стихать.

Почему для целей сдерживания эпидемии чумы был выбран именно святой Себастьян, из текста монаха неясно. Историки, впрочем, склонны видеть в этом политический подтекст: именно тогда королевство лангобардов, частью которого была Павия, заключило стратегический союз с Римом. Святой Себастьян – истинно римский святой, в Риме он жил и в Риме, по преданию, умер, будучи похороненным в христианских катакомбах, названных его именем.

Базилика при катакомбах святого Себастьяна в Риме
Базилика при катакомбах святого Себастьяна в Риме

Неизвестно, молились ли святому Себастьяну о спасении от страшной болезни в VIII веке, но в XV уже молились точно: об этом, например, говорит нам картина французского художника Йоса Лиферинкса «Святой Себастьян молится за жертв Юстиниановой чумы», датируемая 1497-1499 годами. Любопытно, что даже на небе и в молитвенной позе святой изображен утыканным стрелами: расстрел святого Себастьяна из луков его римскими сослуживцами лег в основу его иконографии.

Йос Лиферинкс. «Святой Себастьян молится за жертв Юстиниановой чумы», 1497-1499
Йос Лиферинкс. «Святой Себастьян молится за жертв Юстиниановой чумы», 1497-1499

Святой Антоний Пустынник

Святой Антоний Пустынник, он же Антоний Великий, он же Антоний Аббат, наиболее известен эпизодом о том, как в пустыне, куда он удалился для уединения и молитвы, его искушал дьявол. Работы на тему искушения святого Антония есть у Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего, Поля Сезанна и даже Сальвадора Дали.

Иероним Босх. «Искушение святого Антония», 1495-1515, фрагмент
Иероним Босх. «Искушение святого Антония», 1495-1515, фрагмент

Не очень понятно, почему святому Антонию молились как защитнику от чумы, связь между ним и избавлением от эпидемий довольно замысловатая. Часто в его иконографии используется посох с рукояткой в форме греческой буквы «тау», похожей на русскую Т.

Святой Антоний Пустынник, часослов Екатерины Клевской, ок. 1440
Святой Антоний Пустынник, часослов Екатерины Клевской, ок. 1440

Некоторые связывают этот посох святого Антония со штандартом Моисея, известным под названием «Медный змий». В Библии есть такой эпизод: когда евреи шли из Египта, они стали умирать от укусов змей. Моисей сделал своего медного змия, и каждый, кого кусала змея, мог просто посмотреть на этот штандарт и излечиться.

Фёдор Бруни. «Медный змий», 1841
Фёдор Бруни. «Медный змий», 1841

Неудивительно, что люди увидели в таинственных ядовитых аспидах аллюзию на смертоносную эпидемию. Ну и так как «медный змий» лечил от загадочной болезни, то и похожий на него посох святого Антония мог обладать сопоставимой силой. Связь не самая железобетонная, но, как версия такая точка зрения существует.

Карл Борромей

Еще один святой, имя которого прочно связано с чумой, жил относительно недавно – в конце XVI века. В то время, когда Карл Борромей занимал должность епископа Милана, в этом городе разразилась эпидемия чумы, пришедшая из портовой Венеции.

Епископ Карл Борромей, вместо того, чтобы покинуть город или хотя бы уйти в самоизоляцию, стал активно помогать пострадавшему населению: посещал больных, причащал умирающих, чем снискал всеобщую любовь. В 1610 году, всего через 26 лет после смерти, он был канонизирован. Сам он, кстати, не заразился, счастливо пережив эпидемию.

Чезаре Неббиа. «Святой Карл Борромей помогает зачумленным», 1604, Колледжо Борромео, Павия (Италия)
Чезаре Неббиа. «Святой Карл Борромей помогает зачумленным», 1604, Колледжо Борромео, Павия (Италия)

В Риме есть очень красивая барочная церковь, которую построил один из величайших архитекторов XVII века Франческо Борромини. Она называется Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане (церковь святого Карла у четырех фонтанов) и посвящена Карлу Борромею. Церковь была построена всего через 25 лет после канонизации святого и через полвека после его смерти.

Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане, архитектор Франческо Борромини. Около 1640, Рим
Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане, архитектор Франческо Борромини. Около 1640, Рим