Меня всегда поражало стремление людей избегать производственных конфликтов. Казалось, люди собрались не добиваться результатов, а так, вежливо повести себя друг с другом. Все учтивые, обходительные. Как будто не горшки обжигаешь, а участвуешь в постановке Дня Вежливости.
Что происходит когда такие команды заваливают проект? Они пытаются найти виновного. И кто же виновный? Правильно — тот, кто был менее вежливым и учтивым. Тот, кто подымал бучу. Тот, кто скандалил на совещаниях. Он виновный не потому, что на самом деле завалил проект. Он виновный, потому что был заметнее других. Альфа-виновник :)
Я, конечно, могу себе представить команду, все члены которой мастера психологической адаптации, гибкого восприятия, эдакие сталкеры и эгохакеры, которые могут “находить наилучшие выходы из любых ситуаций”. Но за весь свой сознательный опыт работы я такую команду не встречал.
Какие бы крутые не были люди, почти всегда кто-то начинает жестко тупить, кто-то превращается в инфантила, кто-то не может перебороть страх, кто-то замыкается в себе, кто-то не может выйти из депрессии, кто-то уперся как бык и не осознает этого. И это рядовые проблемы рядовых людей. Какая бы профессиональная не была команда, ее члены в равной степени, но в разные временные промежутки превращаются в имбицилов. И я тому не исключение.
Когда люди впадают в эти состояния они вредят процессу. Что бы мы о них не думали, как бы мы их не понимали, как бы мы не старались не обращать на это свое внимание — очевидно, что страдает проект. Изо дня в день проекту становится хуже, сроки горят, исполнители не понимают что делают, испаряется видение и цели. А все потому, что кто-то просто напросто заглючил.
И вот представьте… временно невменяемый руководитель руководит. Даже уборщица уже понимает, что это бред. Проект идет под откос. Но никто на совещании не хочет сообщить: “Эм… Владимир Петрович? Вы с дуба рухнули?” (обратная ситуация вполне распространенное явление в рядах израильской армии). Более того, команда продолжает делать этот проект, видя и зная, что ничего хорошего не произойдет. Никто не увольняется, пока платят. И никто не совершает революцию, чтобы прекратить это безобразие. Все вежливо друг с другом здороваются, обмениваются любезностями и стараются не думать о дедлайне.
Так вот, я считаю, что проектная работа не может быть без производственных конфликтов. Мы не сферические кони в вакууме, мы обычные люди из мяса. Если мы не будем друг друга бить палками во время “гипноза доктора Тупой” и будем смотреть как проект мрет, то зачем вообще заниматься им? Надо либо валить, либо бороться. Причем исход по полезности одинаковый. Что свалишь из мертвой команды и получишь профит в новой живой, что поборешься за здравый смысл и появится шанс сделать дело, а еще и коллег пробудишь ото сна.
Система где не нужны конфликты… наверное, это зона, лагерь, больница. То место где развитие не нужно, где прогресс противопоказан. Эти системы нужны для мониторинга, они должны просто быть, без изменений. Конфликты в таких системах выводят их из привычных показателей. Там это жестко пресекается. Поэтому если в вашей компании не разрешены конфликты, то это бизнес, где запрещен рост и развитие.
А если у вас стартап (еще бы!), то его успех зачастую зависит от количества конфликтов на совещаниях.
Конфликтую — значит мне не все равно.
Конфликтую — значит доверяю.
Очень хорошо и по полочкам эта тема расписана в бизнес-романе “Пять пороков команды” и в серьезной книжке “Нация умных людей”.
Ранее статья была опубликована тут.