Что такое "черный ящик" в самолете?
Бортовой самописец, в народе называемый "черный ящик" - прибор, который во время полета записывает все характеристики и показатели устройств на самолете и не только. Бортовой самописец фиксирует более 250 данных, основные из них: изменения в скорости и высоте, давление за бортом, работу штурвала и двигателя. Примечательно, что такой объем информации "черные ящики" фиксировали не всегда, они совершенствовались со временем. Сегодня же БУР (бортовое устройство регистрации) установлено на всех самолетах.
История появления бортовых самописцев.
Острая необходимость в появлении фиксирующего устройства на самолетах появилась практически сразу же с появлением летательных аппаратов. Авиация только начала развиваться, модели самолетов постоянно перестраивались. Катастрофы происходили, а их расследование заходило в тупик, так как выяснить причины крушения самолетов было возможно, только у летящих на борту самолета людей. Но после крушения выживших практически никогда не было. Чтобы разобраться в чем причина аварии, было решено устанавливать на самолеты бортовые самописцы. До 70-ых годов это делалось по желанию. Только позже отказ от установки "черного ящика" стал причиной запрета на взлет, и самописцы стали устанавливаться на всех летательных средствах.
Первые приборы были устроены по принципу часового механизма с подачей бумаги, на которой и шла фиксация данных с помощью пера и чернил. Однако подобное устройство оказалось не очень удобным, так как опять же в случае аварии прибор с чернилами и бумагой не смог бы сохранить всех данных и прояснить ситуацию. Первая серьезная модель БУР была произведена в 1939 году Паульо Бодуэном и Франсуа Юссено. В основу прибора был положен принцип светолучевого осциллографа. С развитием науки и техники менялся и самописец. В разные времена в его конструкции для фиксации данных использовались разные устройства - перфокарты, стальная проволока, магнитные ленты и так далее. Современный БУР очень отличается от первой модели и более совершенен. Он состоит из нескольких микросхем и флэш-карты, на которую и записывается вся важная информация.
Виды бортовых самописцев.
- Эксплуатационный регистратор - считывает данные при благоприятных полетах. Этот вид регистрационного прибора, его еще называют "ябедник" сообщает о неисправностях на судне, он фиксирует более 2000 показателей. Устройство помогает вовремя замечать неисправности в самолете, просигнализирует если обнаружены какие-то нарушения, отклонения от стандартных норм. Но прибор не имеет защиты, в случае аварийной ситуации регистратор не удастся восстановить и расшифровать данные с него.
- Аварийный регистратор - тот самый "черный ящик", о котором обычно говорят после авиакатастроф. Именно он помогает разобраться что произошло на судне, какие действия предшествовали аварии. Правда этот ящик не черный, а оранжевый и имеет форму шара.
Особенности строения и установки на самолете.
Оранжевый цвет выбран не случайно, чтобы его могли заметить после крушения самолета даже на глубине в море или океане. На самописце установлен специальный датчик, который издает ультразвук для обнаружения после крушения самолета. Корпус устройства сделан из титана или стали, чтобы обеспечить сохранность данных. Из-за своего веса прибор тонет сразу же в месте крушения, это сделано тоже специально, чтобы его не уносило течением или ветром. Чем новее БУР, тем проще его обнаружить. На борту самолета, как правило два бортовых самописца. Это сделано с учетом, что один из приборов может серьезно пострадать и данные с него не удастся расшифровать. Нет четкого правила где располагать БУР на самолете. В основном один находится в хвостовой части, так как она при падении менее всего повреждается. Второй может также находиться в хвосте самолета или быть установленным в любом другом месте.