Найти тему

В ЕСПЧ приняли иск об использовании технологии распознавания лиц в Москве

Европейский суд по правам человека в Страсбурге принял иск, составленный Владимиром Миловым и Аленой Поповой, об использовании системы распознавания лиц. Технология применялась российскими властями 29.09.2019 г., что позволило получить информацию о множестве граждан РФ, которые поддерживали оппозиционные настроения.

Общественник Алена Попова и бывший заместитель министра энергетики Владимир Милов отправили в ЕСПЧ официальную жалобу на применение системы. Данный иск стал первым в подобном направлении, который был подан против действий российских властей. Ранее иски относительно использования системы распознавания лиц Европейским судом по правам человека еще не рассматривались.

После проведенных выборов в Московскую городскую думу оппозиционные политики провели предварительно разрешенную властями протестную акцию на пр-кте Сахарова. Место проведения акции было оцеплено правоохранительными органами, поэтому ее участником люди становились, пройдя соответствующее ограждение и полицейскую проверку. Проходящие граждане отметили, что на ограждении на уровне глаз человека были установлены видеокамеры.

Возможно, именно 29 сентября 2019 г. в Москве была первый раз в России использована технология распознавания лиц при проведении крупных уличных мероприятий. В направленном иске отмечается, что московские власти тогда использовали систему массового распознавания.

Изначально общественники подали жалобу в российский суд. Московские власти и полицейские в суде отметили, что установленные видеокамеры действительно оснащались технологией распознавания лиц. Тверской и Савеловский московские суды признали применение технологии обоснованным, законным, не нашли факта нарушения прав человека. В решении было сказано, что точность используемой технологии – около 65%, поэтому с ее помощью невозможно безошибочно определить личность каждого попадающего в кадр человека.

Милов и Попова уверены, что активное использование системы нарушает права на охрану частной жизни. В иске говорится и о нарушении права на свободу собраний, потому что люди, участвующие в акции, не могли попасть на нее, избежав процесса идентификации личности. Подобное вмешательство стало несоразмерно преследуемым целям, отмечают общественные деятельности, потому что московские власти перед началом митинга не получили сведений о том, что акций будет проходить с элементами насилия и беспорядков.