Найти тему
мария

Приёмы для правильного восприятия критики

Когда окружающие критикуют наши слова, поступки, решения, очень сложно относиться к этому спокойно и не воспринимать их мнение в штыки. Нелестные отзывы обижают, ранят нас, в результате чего мы расстраиваемся, страдаем, злимся, теряем уверенность в себе. Но ведь критика — это не враг, а возможность стать лучше, увидеть свои ошибки со стороны и в следующий раз поступить правильно.

Почему критика так сильно ранит?

Если коллеги, друзья или родственники плохо отзываются о нашей работе, мы чувствуем злость и обиду, искренне считая, что плохой отзыв — свидетельство того, что наши старания никто не ценит. Такая реакция вполне закономерна, ведь она заложена природой.

Однако поддаваться эмоциям — не самый лучший выход из ситуации. Зачастую случается так, что одно критичное замечание приводит к серьезному конфликту, расставанию, увольнению с работы. Чтобы избегать подобных ситуаций, необходимо знать, как правильно воспринимать негативные отзывы и видеть в них своего друга. Критика бывает очень полезной. Она помогает обнаружить объективные недочеты и в дальнейшем избегать допущенных ошибок.

Больше всего критика задевает неуверенных в себе людей и перфекционистов.

Перфекционисты не любят делать одну и ту же работу дважды. Они стремятся быть идеальными и выполнять задания на отлично с первого раза. Если не выходит и окружающие указывают на это, перфекционисты злятся, нервничают, так как не понимают, почему произошла такая ситуация. Однако от ошибок никто не застрахован, и в этом нет ничего страшного. Пока вы не услышите замечание, не сможете развиваться и совершенствоваться.

Люди с низкой самооценкой также очень чувствительны к критике. С одной стороны, неуверенность в себе заставляет их развиваться и двигаться дальше, а с другой — плохие отзывы очень сильно расстраивают таких людей. Они переживают, день за днем анализируют свои ошибки, однако это не помогает, а наоборот, еще больше вгоняет их в депрессию и тормозит развитие.

Именно поэтому важно знать, как правильно реагировать на нелестные замечания, чтобы они шли на пользу, а не выбивали из колеи. Психотерапевт, писатель и тренер по развитию Гейл Линденфилд предлагает следующие приемы и идеи.

Подготовьте себя

Лучше всего, когда вы примерно понимаете, что сделали не так. Так вы можете внутренне подготовиться к критике и не так болезненно на нее реагировать. Если вам нужно получить фидбек по выполненной работе, попросите заказчика об этом, не теряя уверенность в себе. Постарайтесь сохранять нейтральную позицию вместо того, чтобы напрашиваться на фальшивое одобрение или уничижительный ответ.

Слушайте критику

Когда человек вас критикует, не стоит отвлекаться на посторонние мысли или размышлять, чем вы ответите на его слова. Просто внимательно слушайте отзыв, иначе упустите важные детали в словах оппонента, вследствие чего будете выглядеть глупо. Не перебивайте, не пытайтесь оправдываться, а мотайте на ус. Молчание не является признаком безразличия. Наоборот, таким образом вы показываете, что уважаете чужую точку зрения и прислушиваетесь к мнению собеседника.

Чем более спокойно и вдумчиво вы ответите, тем меньше неадекватной критики услышите в свой адрес и тем легче вам будет принять сказанное. Относитесь к критике с уважением и демонстрируйте умение слушать и слышать, иначе конфликта не избежать.

Мыслите позитивно

Обратная связь — это ваш шанс понять свои ошибку и двигаться дальше с учетом сделанных выводов. Ассертивные люди, которые не зависят от внешних влияний и способны самостоятельно регулировать собственную жизнь, именно так и делают — они пользуются любой возможностью чему-то научиться, пускай и предварительно «набив шишку».

Ведите себя по-взрослому

Внутренний ребенок руководствуется мимолетными желаниями и прихотями. А вот часть личности, именуемая «Взрослым», всегда остается рациональной и объективной. Перед тем, как нервничать и впадать в истерику, услышав отрицательный отзыв, его важно оценить по следующим параметрам:

1. Насколько эта критика конструктивна?

2. Насколько для вас важно мнение человека, который озвучил замечание?

Всегда важно помнить, что критикуют лишь ваш отдельный поступок, а не личность в целом. Если вы допустили ошибку в отчете и вам об этом сказали, вы не становитесь автоматически ужасным человеком.

Переключите собеседника с эмоций на факты

Предположим, вы написали статью, а она не понравилась заказчику. Он нервничает, так как сроки публикации поджимают, и вместо того, чтобы конкретно указать на ошибки, кричит, ругается и называет вас бездарем. Как поступить в этой ситуации? В первую очередь успокоиться, проверить, не напряжено ли тело, проконтролировать дыхание. Далее нужно переключить собеседника с эмоций на факты. Спросить, что именно не понравилось, сколько у вас есть времени на исправление ошибки, какими источниками нужно пользоваться, чтобы материал был максимально достоверным и полезным для читателя. Конечно, вы можете не углубляться в проблему, сказать, что заказчик придирается и ваша статья идеальна. Однако правильнее будет услышать всю обоснованную критику, а затем делать выводы.

Проявляйте эмпатию

Войдите в положение человека, который вас критикует. Возможно, он понадеялся, что вы качественно уберете квартиру к приходу гостей, а вы ограничились лишь мытьем посуды. Также не стоит прибегать к самоуничижению. Избегайте фраз по типу «Да, я ужасный человек, и ты наверняка страдаешь из-за того, что мы живем вместе». Лучше сказать: «Я понимаю, что мой поступок расстроил тебя, но я обещаю, что…»

Не торопитесь с ответом

Иногда лучше отложить разговор на потом или взять небольшую паузу, чтобы успокоиться и привести мысли в порядок. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, сконцентрируйтесь на своей эмоциональной реакции и на невербальном сообщении собеседника. Поймите, что ваша цель — решить конфликт, а не усугубить его.

Можно использовать тактику задержки, отразив сказанное собеседником. Повторите его мысль: «То есть, вы считаете, что…», «Я правильно понял, что вы…» Либо скажите прямо, что вам нужно взять паузу, чтобы собраться с мыслями, еще раз обдумать все факты и найти решение проблемы.

Защищайте себя

Критика может быть необоснованной и агрессивной, либо человек просто неудачно выбрал место и время для подобного разговора. В этом случае вы имеете право защищаться и отстаивать свою точку зрения. Например, коллега подошел к вам перед важным совещанием и начал говорить, что из-за вас заказчик отказался работать с компанией. Если бы ситуация была другая, вам следовало уточнить, что имеет в виду коллега и какие действия с вашей стороны привели к такому результату. Однако через две минуты вы должны зайти в конференц-зал и обсуждать не менее важные проблемы, и вам нужно собраться с мыслями. Поэтому уместнее всего отложить разговор до лучших времен.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц