Что такое мелкая моторика рук? Как ее развивать?
Каждый родитель знает о важности развития у своего малыша мелкой моторики рук.
Что это такое, мелкая моторика рук?
Мелкая моторика – это умение выполнения мелких движений кистями, а также и пальцами рук, что является итогом скоординированности работы нервной, костной и мышечной систем.
Значение развитой мелкой моторики на самом деле даже больше, чем может показаться на первый взгляд. Мелкая моторика находится в прямой связи и отвечает за развитие:
• речи
• внимания
• памяти зрительной и двигательной
• координации в пространстве
• воображения
• наблюдательности
Если ребенок имеет хорошо подвижные пальцы и ловко двигает руками, то он имеет достаточно развитую мелкую моторику, а значит верно и правильно развивается, будет иметь хорошее внимание, логическое мышление и развитую речь. Таким образом то, как развита мелкая моторика – это и есть показатель готовности (интеллектуальной, в первую очередь) ребенка к обучению.
Этапы развития мелкой моторики.
Мелкая моторика в самом естественном порядке начинает развиваться с самого младенчества. Постепенно с возрастом, благодаря естественному развитию и занятиям, направленным на развитие мелкой моторики, ребенок овладевает новыми умениями.
Поэтапно это происходит примерно так:
• 2-3 месяца – ребенок хорошо рассматривает свои руки, тянется за игрушками, может хватать за пальцы себя и других;
• 3-6 месяцев – умеет подносить руки ко рту, тянется направленно к предмету/игрушке, свободно захватывает его;
• 8-12 месяцев – может перекладывать игрушку из руки в руки, может положить в коробку предмет типа кубика, умеет держать предмет 2-мя пальцами, владеет так называемым пинцетным захватом:
• 9-13 месяцев - может разъединять предметы (из составных частей), контролируя зрением;
• 10-13 месяцев - умеет играть с игрушкой одной рукой, держа игрушку во второй руке, может повторять за взрослым;
• 11-14 месяцев – пробует себя в рисовании «каракулей»;
• 12-16 месяцев – уверенно держит карандаш/ручку, переворачивает страницы в книге, умеет разворачивать предметы, завёрнутые в бумагу;
• 13-17 месяцев – может составлять несколько кубиков друг на друга;
• 14-16 месяцев – может соединить несколько деталей в одну (типа крупный конструктор)
• 16-18 месяцев – хорошо складывает пирамиду;
• 17-20 месяцев – может держать сразу 2 предмета, переворачивать постранично книгу, ставить 3-4 кубика друг на друга;
• 18-24 месяцев – может положить в отверстие довольно мелкий предмет, умеет разрывать бумагу;
• 20-24 месяцев – может останавливать катящиеся предметы;
• 21-24 месяца – может переливать из емкости в емкость жидкости;
• 22-24 месяца – может ставить друг на друга 6 кубиков;
• 2-3 года – открывает ящики, может играть с глиной/песком, рисует полоски, рисует по образцу линии;
• 3-4 года – строит пирамиду из 10 кубиков, обводит предметы по контуру;
• 4-5 лет – рисует предметы, раскрашивает их разными цветами, может рисовать человека, дом;
• 5-6 лет – может вырезать картинки, пишет буквы и цифры, рисует фигуры.
Как развивать мелкую моторику?
1. Пальчиковая гимнастика и пальчиковый театр – известные издавна игры типа «ладушки», «сорока-белобока», «идет коза рогатая» и так далее.
2. Использование развивающих игрушек – пирамиды, кубики, конструкторы, пазлы, мозаики.
3. Массаж.
4. Рисование руками, пальцами; лепка.
5 Создание поделок и аппликаций из бумаги.
6. Бытовые умения – застегивание пуговиц и молний и прочее.