Найти тему
Наталья З.

Эликсир цветка чампа, или как появился шампунь

На голове человека помещается около 120 тысяч волос. И каждому нужен уход. А главным средством ухода за шевелюрой уже давно стал шампунь. Хотя из косметических средств это самый молодой продукт ухода. Крема, духи, мыло, зубной порошок появились намного раньше.

Но в древности люди не страдали от отсутствия шампуней и могли похвастаться шевелюрой не хуже, чем в современной рекламе. Чтобы быть неотразимыми, красавицам древности помогали рецепты из натуральных компонентов, которые передавались из поколения в поколение. Например, знатные древние египтяне ублажали кожу головы сложными составами на основе глины, щедро сдобренными эфирными маслами. Крестьяне и ремесленники пользовалось для этой цели обычной золой.

Египетский барельеф
Египетский барельеф

Самый известный рецепт кочевников – мытье головы кисломолочными продуктами. У индейцев Северной Америки было принято использовать корень мыльнянки, который по свойствам напоминает мыло, а жители Индии не признавали иного «шампуня» кроме смеси кокосового молока с черным перцем. Не пренебрегали гигиеной кожи головы и на Руси, используя для этой цели щелок – раствор воды с осиновой или березовой золой. Непременной финальной процедурой было ополаскивание кожи головы отварами лекарственных трав.

Русская красавица
Русская красавица

Важным шагом в эволюции шампуней стало появление мыла в VIII в. Этому открытию мы обязаны арабам, которым пришло в голову смешать козий жир, золу морских водорослей, щелочную соль поташ и чуть-чуть извести. Изобретение вскоре получило большую популярность во всем мире и являлось единственным средством ухода за волосами вплоть до конца XIX века.

Реклама шампуня нач. ХХ века.
Реклама шампуня нач. ХХ века.

Изобретение шампуня связывают с именем англичанина Кейси Херберта. Его шампунь был сухим порошком - смесь пудры из мыла и травы. Назывался этот порошок Shaempoo.

На широкую ногу производство шампуня поставил немец Ханс Шварцкопф, державший аптеку в Берлине. По образованию Шварцкопф был химиком, и опыт работы с косметикой помог ему достаточно легко сотворить свой первый шампунь-порошок, который можно было предлагать покупателям. Только Шварцкопф был не так прост, чтобы продавать порошок в безымянных упаковках: на пакетиках с сухим шампунем красовался придуманный им товарный знак, который сегодня известен каждому, - силуэт головы черного цвета (Schwarzkopf в буквальном переводе с немецкого - «черная голова»). Теперь это был не просто шампунь, а марочный продукт, который Ханс тут же запатентовал порошковый шампунь по своему рецепту, включавшему экстракт фиалок. Все это случилось в том же 1903 году.

Реклама в газете.
Реклама в газете.

В России фирма "Ралле и К" была одной из первых, кто начал производить сначала сухие смеси для мытья волос, а затем и жидкие шампуни - вежеталь на яичных желтках, а также хинные воды для ополаскивания. В каталоге Ралле начала ХХ века можно найти несколько наименований шампуней, в состав которых входили и растительные, и парфюмерные компоненты. Особой популярностью пользовались шампуни — вежеталь. Вежеталь — это парфюмерная зеленая жидкость, с запахом фиалок. Делалась она на основе растительных отваров, духов и спирта. Первоначально употреблялась как вода для волос.

Реклама нач. ХХ века
Реклама нач. ХХ века

В советское время на фабрике Свобода выпускались шампуни для разных типов волос. Они были как сухими, так и жидкими. Как было написано на зеленом саше шампуня «Рекорд», что он уничтожает перхоть и делает волосы мягкими.

Представляем этикетки шампуня " Рекорд" 1936-39 гг.

-6
-7

-8

В послевоенные годы на смену сухим смесям приходят шампуни в алюминиевых тубах. Такие марки, как: «Яичный», «Шампунь с хной», первые шампуни для детей «без слез» стали популярны у многих поколений советских потребителей. В 70-е годы впервые в СССР были разработаны шампуни нового поколения, в рецептуре которых стали использоваться биологически активные добавки и растительные экстракты: «Элегия», «Травяной», «Желтковый» и т.д.

Этикетки средств ухода за волосами.
Этикетки средств ухода за волосами.

Именно на фабрике "Свобода " в 60-х годах было выпущено мыло "Курортное" для мытья в морской воде и сухой шампунь " Волна". Это было необходимо в чемодане любого курортника.

Мыло " Курортное"
Мыло " Курортное"
Сухой шампунь "Волна" был незаменим на море. Он очень хорошо промывал  волосы в морской воде.
Сухой шампунь "Волна" был незаменим на море. Он очень хорошо промывал волосы в морской воде.

Сейчас фабрика выпускает большое количество различных шампуней – это и новые марки, и полюбившиеся бренды прошлых лет. Познакомиться с производством современных шампуней можно на нашей экскурсии на Фабрику.

Текст подготовлен экскурсоводом - методистом фабрики " Свобода"

Лапшина Екатерина.