Ок, ок. Простите, но я просто не мог пройти мимо этого альбома. Во-первых, Mora Prokaza родом из Белоруссии, что уже интересно, так как в мировых музыкальных СМИ не так уж и часто фигурируют группы из этой уютной страны. А тут внезапно выскочили рецензии и на Blabbermouth, и на Angry Metal Guy, и на Metal Sucks - несомненный успех, который принесёт коллективу дополнительную популярность. Конечно, не все эти рецензии являются положительными, но большинство уже хвалят Mora Prokaza за неописуемую оригинальность и нетривиальный подход к блэк-металлу. Во-вторых, вы только посмотрите на это комичное оформление, - не знаю, может быть музыканты хотели, чтобы оно выглядело устрашающе и зловеще, но я смотрю на выражение лица и позу этого чудика и как-то невольно улыбка сама собой на лицо наползает. В-третьих, если судить по комментариям на YouTube и Last FM, творчество Mora Prokaza буквально разделило фанатов металл-экстрима на два лагеря: одни искренне издеваются над ними, в то время как другие называют их новым словом в музыке. В-четвёртых, вы ещё такого не слышали, поверьте.
А ведь совсем недавно я рассуждал на тему того, что блэк-металл является уже настолько исследованным и заезженным жанром, что каждый новый соответствующий альбом кажется мне своеобразным взрывом из прошлого, где очередной гитарный рифф и очередная зловещая мелодия невольно вызывают чувство противного дежавю. Однако приходят вот ребята из Mora Prokaza и показывают мне большой жирный средний палец, ибо своей профессией они считают препарирование и вскрытие этого адского жанра, дабы разобрать его на смердячие составляющие, а потом снова собрать, но в абсолютно неординарных формах. При этом Mora Prokaza не останавливаются на этом и вшивают в плоть получившегося блэка ткани сторонних жанров, таких как электроника, индастриал и даже джаз. К последнему жанру особенно хочется отнести "Be There", - это как если классический джаз-банд тридцатых годов попал в ад, где был изувечен до неузнаваемости, а потом выпущен на волю на планету Земля. Сказать, что это звучит обескураживающе и пугающе (и комично вместе с этим) - значит ничего не сказать. На "Check It" музыканты определённо черпали вдохновение в звучании классического прога, - даже сквозь всю злость, ненависть и хаос можно расслушать элементы каких-нибудь King Crimson. "Sorry Man" оказывается треком наиболее приближённым к классическому блэк-металлическому звучанию, но даже он звучит так, будто был пропущен через мясорубку. А про видеоклип я вообще говорить не хочу, но поверьте мне, что смотреть это со спокойным лицом просто невозможно.
Некоторые критики называют Mora Prokaza тролль-группой, утверждая, что они намерено делают такую неординарную и не-поддающуюся-описанию музыку, чтобы поиздеваться над поклонниками классического блэка, который будто бы намерено затачивает себя в сдавливающие жанровые рамки. Особенно отчётливо на это мнение указывает тот факт, что на одном из треков вместо вокалиста за микрофонной стойкой стоит гавкающая собака, - да, серьёзно. Что это? Отсылка к творчеству культовой экстремальной группы Caninus, или же своеобразный комментарий на тему типично блэкушного вокала, который зачастую, из-за низкого его качества, просто невозможно отличить от псового лая? Не уверен, что я смогу дать вам ответ на этот вопрос, но порассуждать всегда можно. Однако все эти мысли насчёт троллинга навели меня на воспоминания о группе Troll, которая на нескольких своих альбомах тоже записывала неописуемую блэковую музыку, где электроника находится в порочном союзе с электрогитарами, а вокал ранжируется от безумного шёпота до мерзотного крика. Последнее особенно интересно, ибо Mora Prokaza используют похожую вокальную технику, которая начинается со своеобразного приглушённого речитатива, а потом разрастается в настоящую горлодёристую вакханалию, от которой хочется немедленно поклониться непонятно-откуда-взявшему козлу. Опять же - намеренное ли это заимствование, или же просто результат похожего мышления, которое позволяет музыкантам раздвигать границы жанра до доселе невиданных масштабов?
В любом случае "By Chance" определённо достоин вашего внимания: я не уверен, что этот альбом можно слушать ради наслаждения музыкой, но он интересен именно с точки зрения инноваций, развития и бенни-хилловского чувства юмора. Всегда интересно, куда музыкантов могут завести экспериментаторские дорожки, особенно когда начинаешь думать, что больше пути нет и жанр упёрся в тупик. Однако стоит лишь разбить разросшиеся лианы, плюющиеся чёрным смердящим соком, как вы сразу же найдёте новый композиционный путь: сложный и труднопреодолимый, но чрезвычайно интригующий. И если учесть, что "By Chance" - это только половина пути, то мне уже правда СТРАШНО интересно узнать, что же ждёт Mora Prokaza в его конце.