Найти в Дзене
Совушкина лавка

Методика воспитания детей Марии Монтессори

Оглавление

Дорогие родители, сегодня мы хотим рассказать вам еще об одном великом педагоге, одной из тех, кто внес наиболее существенный вклад в развитие педагогической мысли в XX веке – Марии Монтессори (1870-1952).

История жизни

О биографии Марии Монтессори много написано, сказано и даже снят великолепный фильм, показывающий нелегкий путь женщины-ученого и женщины-матери. Воспитываясь в семье ученых, Мария с детства была нацелена на получение должного образования, хотя в то время для женщины это было не только не обязательным, но и просто невозможным. Однако, преодолевая трудности и опираясь на поддержку родителей, Мария смогла получить высшее образование и стала первым в Италии женщиной-врачом.

Уже после окончания института она стала заниматься проблемой воспитания деток. Причем деток с особенностями развития. Уже тогда она стала изучать и переводить на итальянский язык труды Эдурада Сегена и Гаспара Итара. Развивая их идеи и применяя методы обучения особенных деток, Мария приходит к выводу о том, что таких малышей можно и нужно обучать, создавая особую образовательную среду.

На занятиях
На занятиях

В это же время Мария встречает своего возлюбленного Джузеппе Монтессано, и у них рождается сын Марио. Об этом союзе и ребенке идет множество споров: почему влюбленные не поженились, почему ребенок не остался с матерью или с отцом, почему в результате у ребенка оказалась фамилия матери, и т.д. Вряд ли можно сейчас разобраться во всех этих тонкостях: женщины того времени были во многом зависимы от католических традиций и норм поведения в обществе.

Замужней женщине отводилось место хранительницы очага и матери, но не научного сотрудника. Некоторые говорят, что Мария бросила своего ребенка ради блага чужих детей. А кто-то сочувствует ей. Одно можно сказать уверенно: даже в собственном материнстве Мария не была похожа на большинство женщин своего времени. Она жила в мире, где детей воспитывали няни и гувернантки, а мамы же лишь приходили перед сном чмокнуть свое чадо в щечку и пожелать спокойной ночи. Сама Мария хоть и была вынуждена оставить сына на воспитание в деревенской семье, каждые выходные проводила вместе с сыном, играя и общаясь с ним. Это было непривычным для того времени.

Когда Марио исполнилось 10 лет, Мария забрала его из деревни, и они уже больше не расставались. Марио получил хорошее образование, стал продолжателем дела матери и помог в организации Международной Мотессори Ассоциации.

Мария с повзрослевшим Марио
Мария с повзрослевшим Марио

Мария Монтессори занималась не только изучением проблем воспитания особых деток. Большую часть своей жизни (45 лет) она посвятила развитию теории воспитания и обучения обычных детей. Первым ее опытом стал «Дом ребенка» Монтессори, в котором она на практике применяла свои методы воспитания на здоровых, хотя и очень запущенных (в педагогическом смысле) детях.

Методика

В чем же суть педагогической системы Монтессори?

Основополагающий момент – это ведущая роль самого ребенка в собственном развитии. С рождения ребенок уже обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, изучению и пониманию мира и процессов, которые его окружают.

И в этом ему помогает впитывающее сознание – такой особый механизм, который есть у деток до 6 лет. Ребенок впитывает все окружающее его как губка, не затрачивая усилия на оценку происходящего. Он принимает все как данность, записывая новое в кладовые своего сознания. Именно благодаря такому сознанию-губке ребенок может в самые короткие сроки узнать очень и очень многое, составить картину мира и понять причинно-следственные связи многих процессов. У взрослого человека на освоение такого багажа знаний уходят долгие-долгие годы!

Подсказка, помогающая родителям и педагогам создать для ребенка максимально полезную обучающую среду – это чувства самого ребенка. Первый опыт логического мышления ребенок получает, используя свои органы чувств: смотреть, трогать, пробовать на вкус, слушать, сравнивать ощущения – самое естественное занятие для детей, с помощью которого ребенок обучается легко.

Последовательность и стабильность – прочная основа для успешного развития ребенка. Они должны проявляться во всем: в отношениях с взрослыми (родителями и педагогами), в обучающей среде, в поддержании режима дня (или ритма жизни – кому как больше подходит), в использовании обучающих приемов и материалов. Подумать только: именно стабильность помогает ребенку отделиться от мамы и начать самостоятельно контролировать свою безопасность. Вы замечали, что иногда детки после 2-х лет начинают все раскладывать по местам и нервничают, если кто-то нарушает привычный им порядок вещей? – Вот это как раз об этом: о безопасности и стабильности.

Занятия с детьми
Занятия с детьми

Обязательный пункт для всех взрослых: считаться с темпераментом ребенка, позволяя ему самому задавать ритм и темп обучения. Система Монтессори дает возможность всем детям оставаться разными и при этом быть успешными: кто-то долго наблюдает за взрослым или другими детками, а только потом включается в деятельность. Кто-то быстро начинает пробовать новое, но быстро переключает внимание. Самое главное здесь – уловить момент, когда ребенку становится интересно, и успеть дать ему новую информацию именно в этот период. И сразу же закончить в тот момент, когда ребенок заинтересовался чем-то другим.

Каждый ребенок – уникальная личность, с присущим только ему способностями, талантами, интересами к разным видам деятельности. Главное – увидеть, что у ребенка получается наиболее хорошо, что его интересует более всего – и позволить ему развиваться в этом направлении, создав благоприятную среду. При этом так же важно понимать, что у ребенка может не быть способностей и интереса к тем видам деятельности, которые желанны нам. Это нужно принять как факт, не насилуя волю и природу маленького человека.

И в заключении еще один важный момент: каждый ребенок развивается в СВОЕМ темпе. При этом темпы развития и формирования нервной системы существенно отличаются у детей. Если малышу навязывать темп развития извне, это может иметь печальные последствия:

-потеря исследовательского интереса,

-снижение самооценки,

-нарушение здоровья,

- и, как следствие, задержка развития.

Класс Монтессори

Мария Монтессори положила эти постулаты в основу своей методики воспитания детей и доказала их жизнеспособность на практике. Ее ученики и последователи уже более 80 лет применяют эти методы в школах и классах Монтессори по всему миру. Такой класс можно узнать сразу, потому что в нем:

1. организована специальная обучающая среда с материалами и предметами (в том числе мелкими и сыпучими). При этом для каждого материала существует точный алгоритм работы: переливать, пересыпать, сортировать, вкладывать, находить пару и т.д.

2. Ребенок может ярко проявлять свой характер; действовать, побуждаемый собственным интересом; чувствует поддержку и безопасность, так как на занятиях его сопровождает мама или папа.

3. Педагог работает не только с малышом, но и с родителем: объясняет алгоритм работы с обучающим материалом, помогает сделать правильные выводы из наблюдения за малышом (увидеть интересы, способности), построить занятие с ребенком максимально продуктивным способом.

4. Существуют знаменитые трехступенчатые уроки. Что это такое? Например, вы знакомите малыша с геометрическими фигурами.

1 ступень. Положите перед крохой две фигуры, скажем, круг и квадрат. Покажите и назовите: это – круг, а это – квадрат. Все. Вы дали новую информацию. Теперь очередь ребенка ее впитать.

2 ступень. Ребенок берет в руки круг и ощупывает его. Помогите ребенку провести пальчиком по краю фигуры. То же самое повторяем с квадратом. После манипуляций попросите малыша показать, где круг. Или: возьми круг себе, а мне дай квадрат. Или: квадрат кладем в коробочку, в круг – в ведро.

3 ступень. Достаньте снова фигуры и спросите ребенка: «Какая это фигура? А это?»

Все три ступени урока идут одна за другой, а продолжительность всего урока – не более 10-15 минут (в зависимости от возраста ребенка).

По такой системе можно рассказать ребенку о любой лексической теме: формы, цвет, животные, материалы и текстуры, даже цифры и буквы (в этом случае используется так называемая «шершавая азбука» - детки проводят пальчиками по шершавым буковкам на гладкой бумаге).

Главное помнить, что если ребенок не проявляет желания заниматься, значит, он не готов осваивать тему, которую вы ему предложили. Лучше отложить ее на будущее и найти другую, более подходящую для малыша тему.

***

Мария Монтессори, бесспорно, великий педагог и женщина с непростой судьбой. Она встречалась с Махатмой Ганди и дочерью Льва Толстого Татьяной Сухотиной; знаменитый психолог Эрик Эриксон и советский педагог Юлия Фаусек были ее учениками; она дружила с Жаном Пиансе – создателем теории когнитивного развития; а Зигмунд Фрейд говорил: «Там, где Монтессори, я не нужен».