Если бы Каин и Авель строили бизнес
История знает множество знаменитых семей, которым удалось построить большой и крепкий бизнес. Но бывает, что семейные дрязги уничтожают общее дело. «Секрет» собрал самые яркие истории конфликтов в семейном бизнесе и их последствий.
Спортивные империи Adidas и Puma
Всемирно известные бренды Adidas и Puma появились из-за крупной семейной ссоры. В начале 1920-х в баварском городе Херцогенаурах братья Адольф и Рудольф Дасслеры открыли обувную мастерскую. Довольно скоро Адольф придумал спортивные бутсы с шипами, в 1929 году их запустили в массовое производство.
Настоящая слава обрушилась на братьев после Олимпиады 1936 года, когда американский бегун Джесси Оуэнс взял четыре золотые медали. И все — в бутсах обувной фабрики братьев Дасслер.
Братьев развела Вторая мировая война. Оба были убеждёнными сторонниками нацистской партии, но на фронт мобилизовали только Рудольфа. В 1945 году его арестовали американские военные, а Адольф, вместо того чтобы вызволить брата, донёс о его работе на гестапо. Рудольф в долгу не остался и обвинил брата в том, что тот шил обувь для нацистов.
После войны братья разорвали бизнес: Адольф Дасслер создал Adidas (по первым буквам имени и фамилии), Рудольф открыл компанию Ruda, которую в 1948 году переименовали в Puma. Обе фабрики работали в одном городе — только на разных берегах реки. Под запретом были даже браки между рабочими двух компаний, а самих братьев похоронили в разных концах одного и того же кладбища.
Модный дом Gucci
История семьи Гуччи весьма драматична: в борьбе за активы родственники не только сдавали друг друга в полицию, но и обращались к киллерам. История бренда началась в 1904 году, когда Гуччио Гуччи открыл во Флоренции мастерскую по производству чемоданов и сапог для верховой езды. После смерти Гуччио три его сына — Альдо, Васко и Рудольфо — превратили мастерскую в дом моды и начали выпускать брендовые аксессуары и обувь с принтом в виде удвоенной G.
Война между братьями началась в 1983 году, когда умер Рудольфо Гуччи. Сын Рудольфо, Маурицио, хотел вступить в наследство, но родственники обвинили его в подделке завещания. За Маурицио вступился его дядя Альдо: он завещал племяннику половину компании, таким образом оставив без наследства своего сына Паоло. В отместку тот сдал отца полицейским, рассказав о сокрытии налогов на $7 млн через офшоры. Суд приговорил Альдо к году и одному дню тюрьмы.
Маурицио почти что довел Gucci до банкротства. Чтобы улучшить финансовое положение, он запустил производство дешёвых и не слишком качественных аксессуаров — ручек, зажигалок. Но это не помогло. Из символа роскоши Gucci превратился в «безвкусный аэропортовый бренд».
В 1993 году Маурицио продал Gucci бахрейнской инвесткомпании Investcorp за $120 млн. И это приблизило его конец жизни: чтобы бизнесмен не переписал завещание в пользу своей любовницы, его бывшая жена Патриция наняла киллера. Маурицио убили на пороге его офиса.
Сегодня Gucci принадлежит французскому холдингу Kering. В 2019 году выручка Gucci выросла на 16,2% до 9,6 млрд евро.
Гордон Рамзи
Звездный шеф-повар Гордон Рамзи преуспевал до 2010 года. Ресторан Gordon Ramsay в Лондоне приносил стабильные $5 млн выручки в год, что позволило Рамзи открыть точки в Глазго, Нью-Йорке, Токио и Дубае. Но к 2010 году дела пошли плохо: посещаемость ресторанов Рамзи, где средний чек составляет почти $200, упала из-за кризиса. Холдинг задолжал $30 млн, причём большая часть долга пришлась на займы Рамзи.
Ведущий «Адской кухни» решил, что причина упадка — его тесть Крис Хатченс. Несмотря на то что Хатченс возглавлял холдинг 12 лет, Рамзи уволил его со скандалом. Хатченс попытался оспорить увольнение, и тогда звёздный шеф обвинил родственника в краже $1,8 млн.
Оказалось, что сыновья Криса Хатченса взломали почту Рамзи. Информация об операции телеведущего по пересадке волос и другие личные подробности затем всплывали на страницах таблоида News of the World. В итоге суд Великобритании приговорил Хатченса к шести месяцам тюрьмы, сообщникам дали по четыре месяца.
Скандалы пошли холдингу Рамзи на пользу: количество ресторанов выросло до 26, а выручка со времён увольнения Хатченса увеличилась на 270%. Впрочем, коронавирусный кризис не пощадил мишленовский ресторан: Гордон Рамзи взял кредиты, чтобы поддержать свою ресторанную империю, которая пострадала из-за карантина.
Seagram
Жемчужина семейной бизнес-империи Бронфман, компания Seagram, была крупнейшим производителей алкогольных напитков в мире. Но 76-летняя история успеха скоропостижно оборвалась, когда к управлению компанией допустили внука основателя — 40-летнего Эдгара Бронфмана.
История компании началась в 1924 году, когда Сэмюэль Брофман вместе с братьями основал в Монреале компанию Distillers Corporation Limited (после слияния с Joseph Seagram & Sons — Seagram). Во времена Сухого закона семья сколотила целое состояние на контрабанде спиртных напитков из Канады в США.
После отмены закона Бронфманы благополучно легализовали свой бизнес. С 30-х по 90-е компания производила с десяток известных по всему миру алкогольных напитков.
После смерти Сэмюеля в 1971 году у руля компании встали его сыновья Эдгар и Чарльз Бронфманы. При них бизнес добился внушительных результатов: к концу 90-х годов компания имела 30 тысяч рабочих по всему миру, сигрэмовский алкоголь продавался более чем в 190 странах, с годовым оборотом в несколько миллиардов долларов Seagram стал одной из самых преуспевающих канадских компаний.
Но в 1994 году президентом Seagram стал Эдгар Бронфман — младший. Энергичный и молодой бизнесмен решил, что одного алкоголя мало — и за пять лет перекроил дедушкин бизнес до неузнаваемости. Компания начала скупать медиаактивы: за $5,7 млрд купил 80% акций компании MCA Inc. (позже — Universal Studios), а еще через несколько лет — контрольный пакет компании Polygram.
В декабре 2000 года медиаактивы Seagram перешли французскому концерну Vivendi — причём одним из условий сделки была продажа алкогольного бизнеса. Но уже через полтора года Vivendi Universal, не выдержав груза разнопрофильных активов, оказалась на грани краха. В 2001 году ее убытки составили $12,2 млрд, она потеряла 71% стоимости.
Продажа семейного бизнеса расколола семейство Бронфманов. Дядя Эдгара Чарльз Бронфман заявил, что продавать отцовское наследство, которое семья кропотливо собирала в течение 76 лет, не лезет ни в какие ворота — и пообещал выкупить его. Чарльз Бронфман даже договорился с американским инвестиционным банком Bear Stearns, что тот одолжит ему $7 млрд. Но выкупить компанию целиком не вышло: права на разные напитки были проданы крупным игрокам — The Coca-Cola Company, Diageo и Pernod Ricard.