2030 год. Прошло 10 лет с тех пор, как пандемия коронавируса охватила планету. Мир движется дальше. Он адаптировался и прогрессировал. Все вокруг по-прежнему, но по-новому. Это лучший мир или же просто появилось больше блестящих гаджетов, отвлекающих нас от проблем?
Emma Chiu, global director, Wunderman Thompson Intelligence
Молодость
В 2020 году молодежь хотела спасти мир. И они выбрали позицию. Они добились прогресса, на который может опираться этнически разнообразная молодежь следующих поколений. Но спасли ли они мир через 10 лет?
В 2030 году у каждой компании своя система ранжирования, основанная на конкретной миссии и ценностях. При поиске работы, поколение альфа ориентируется именно на это.
Пандемия действительно стала большим уроком. Это повлияло на мысли и выбор карьеры — теперь больше людей выбирают работу, «устойчивую» к пандемии.
Здоровье
В 2020-х годах здоровье стало приоритетом. Неслучайно во время пандемии правительства поставили здоровье жителей над своей экономикой. Теперь это в основе миссии каждой компании.
Когда речь идет о здоровье людей, мы также думаем и о планете. Борьба против изменения климата имеет жизненно важное значение для создания лучшего и более здорового мира. Многие компании нанимают директоров по здравоохранению и экологии.
Детали изменились. Поездка на курорт в 2030 году больше похожа на поездку к врачам. Вы отправляетесь на отдых и проходите обследование, где узнаете больше о своем здоровье, теле и о том, как повысить иммунитет.
Города
По данным ООН, в 2020 году у нас уже насчитывалось 34 мегаполиса с населением более 10 миллионов человек. С учетом демографических тенденций, к 2030 году мы построили еще 9 мегаполисов по всему миру.
Но чтобы жить здоровой жизнью, мы не можем жить в боксах, куда не попадает солнечный свет. Мы уделяем пристальное внимание к городской среде.
Чтобы жить в здоровых мегаполисах, мы по-настоящему радикально переосмыслили городской дизайн: у нас больше свободных от автомобилей мест, больше велосипедных и пешеходных дорожек на улицах.
Наконец, мы избавились от часа пик: у нас налажен баланс рабочей жизни без строгого графика с девяти до пяти. Мы стали гибче и работаем более глобально. Нам уже не нужно выбираться из дома так часто.
Lucie Greene, founder, Light Years
Технологии
Большие технологии затмили роль правительства и становятся все более влиятельными.
Люди стали по-настоящему осознавать, сколько щупалец у технологических компаний в нашей повседневной жизни. Пандемия ускорила развитие технологий, и они заняли ведущую роль в образовании, правительственных услугах и здравоохранении. Мы живем в “Кремниевой долине”.
Существует мнение, что наши правительства на самом деле не способны решать большие технологические проблемы. Но и технология не является решением для всего. Мы хотели переосмыслить образование и начали с того, что стали платить за большее количество социальных работников, консультантов по психическому здоровью, школьных медсестер и кураторов художественных курсов.
Креативность
Наступила смена парадигмы. Если раньше технология воспринималась как враг творчества и всего, что мы считали эмоциональным и художественным, то сейчас новое поколение играет с искусственным интеллектом и дополненной реальностью. Оно выросло с играми, социальными сетями и смартфонами — это и есть новые инструменты.
Мы видим много экспериментов с тем, как можно добавить чувственное в онлайн-опыт. То, что начиналось как тренд поколения Z в играх, покупке цифровой одежды и цифровом макияже, теперь стало нормой.
Искусственный интеллект
Новая волна креативщиков видит в искусственном интеллекте партнера по сотрудничеству. Еще в 2020 году мы видели, как начинали появляться всевозможные аватары и помощники с искусственным интеллектом. Сейчас перед ними все меньше страха.
Виртуальные миры
Что такое фильм, тематический развлекательный парк или торговый центр? Мир стал полностью игровым: мы можем «входить» в фильмы и взаимодействовать с персонажами. Все больше переплетений между развлечениями, играми, разговорами и общением.
Daniel Hulm, chief executive officer, Satalia
Децентрализованный мир
К 2030 году я хотел помочь создать децентрализованный мир, в котором каждый может удовлетворить свои потребности в области здравоохранения, образования, питания и жилья. Я хотел, чтобы мы могли внести позитивный вклад в развитие человечества.
За последние 10 лет мы увидели растущее сопротивление капиталистической модели прибыли, национализму и централизации. Мы начали сопротивляться крупным организациям, накапливающим большое количество богатства и власти.
После пандемии мы задались вопросом: как бы вы могли объединить дизайнеров, разработчиков, бухгалтеров, HR-экспертов и бизнес-лидеров во всем мире, чтобы иметь возможность внести вклад в то, что они хотят создать, и получить справедливое вознаграждение за этот вклад?
Если вы платите 10 пенсов за пользователя, то в год это может принести вам 300 миллионов фунтов стерлингов для обслуживания глобального сообщества людей, которые будут создавать общедоступную версию Facebook. Эта версия стремится соединять людей, а не зарабатывать деньги для акционеров.
Децентрализованные компании бросают вызов подобным Amazon, Google и другим. Важнейший вопрос: как конкурировать с другой компанией, которой не нужно зарабатывать деньги?
Роботы
Как мы задействуем творческий потенциал человечества для решения проблем? Как мы предоставляем рабочие места и возможности для людей, в то время как технологии сделали другие роли устаревшими?
Если есть импульс получить прибыль и сократить персонал, то помните, что самая большая стоимость для бизнеса — это труд. Наши экономики не созданы, чтобы справиться с этим. Мы создали платформу, которая позволит людям вносить свой вклад и получать за него вознаграждение.
Мы продолжаем инвестировать в решения AI. В какой-то момент мы собираемся построить мозг, который умнее нас — потому что нам хочется сделать вещи более эффективными и рентабельными. Это будет наше последнее изобретение. Если мы не будем сотрудничать как вид к моменту, когда это произойдет — это, вероятно, выведет нас из игры.
Политика
Некоторые люди говорят, что Facebook знает нас лучше, чем мы сами, исходя из наших привычек и симпатий.
Недавно я увидел действительно замечательную беседу на TED, где предсказывалось, что мы сможем создать собственный цифровой аватар. Он задаст вопросы про наше отношение к определенным политическим аспектам, и соберет все данные. Вместо того, чтобы мы выбирали политиков, наши цифровые аватары могли бы голосовать за них.
Это означало бы, что мы могли бы избавиться от политиков...
Amy Kean, brand and innovation director, AndUs
Подводя итоги
На протяжении всей истории человечества предсказания будущего отражают идеалы или желания того времени. В 1500-х годах предсказания Нострадамуса были о войне, власти и людях. В 1800-х годах, во время промышленной революции, в проектах о будущем участвовали огромные летающие машины в стиле стимпанк. В 1960-х годах мультфильм, подобный Jetsons, представлял американскую мечту в космосе.
С 2010 по 2020 годы наши прогнозы на будущее были такими минималистичными и одержимыми технологиями, что мы как будто хотели стать роботами. После пандемии нам нужно было “вернуть человека”.
В 2030 году мы улучшили себя разными способами. Мы развили себя и других профессионально и экономически. Мы спасли себя от опасностей неадекватного правительства. У нас наладились отношения между технологиями и людьми: технологии слились с людьми, и это действительно сделало нашу жизнь более насыщенной.
Артур Ахметов, CEO R:TA brand performance
В 2020 году наибольший интерес представляла сама динамика изменений, прежде всего, самого общества. Бизнес, кроме гибких прогрессивных компаний, в большинстве случаев «нагонял» меняющиеся взгляды, модели поведения и привычки. Старорежимных компаний по-прежнему было много, но обстоятельства сильно ускорили процесс трансформации, который все равно занял не менее 5-7 лет.
Как изменился мир?
Privacy
Раньше людей преследовало убеждение, что за ними «следят» все — Facebook, Google, государство. Было необходимо выключить геолокацию, скрыть от посторонних свой контент, убедиться в шифровании сообщений во всех средствах связи.
В будущем пользователи готовы отдавать часть своего суверенитета ради безопасности. Пусть станут известными местоположение, перемещения, родственные и дружеские связи, увлечения и даже состояние здоровья.
2 stage verification/fact checking/fake news
Раньше пользователи потребляли огромное количество контента. Для них был важен авторский стиль и мнение конкретных людей, великое множество подходов к любой проблеме: материнство, карьера, саморазвитие.
В будущем сохранилась потребность лишь в минимальном, «проверенном дважды» сопровождении. Люди готовы жертвовать частью своей индивидуальности ради собственного благополучия, ощущения комфорта, планирования. Well-being по-новому - чем проще, тем лучше.
Super apps
Глобализация — это круто, границы государства — архаизм, путешествия, Instagram, я — гражданин мира, а не государства — эти тезисы остались в прошлом.
Опыт экономики Китая с отдельным интернетом, а также с WeChat, как главной утилитой для всего, показал, что для восстановления нужны свои локальные инфраструктуры. Если мир так ненадежен, то хочется иметь «one place», где можно закрыть все свои потребности.
Work–life balance
В 2020 году работа — это дело жизни. А семья, надо признать, — шаткий институт для больших городов, но все еще со своими бенефитами. Сильный тот, кто способен «наладить» и «настроить» баланс двух этих сфер.
Однако в обществе будущего сам человек, пара, семья — это и есть предприятие, это и есть бизнес. Надо «крутиться» сразу всем вместе. Это бизнес-проект, где каждый из партнеров мыслит созданием ценности друг для друга и общества. Для такого формата характерны постоянный поиск синергии, рост участия и заметности женщин и детей, тренд на паритетность. Это и есть одна из самых влиятельных, с точки зрения потенциала, частей экосистемы.
Спасибо, что дочитали до конца!
Еще больше актуальной статистики и трендов за последний месяц вы можете найти в нашем Digital дайджесте.
По предложениям пишите Никите Садикову, главному редактору #agenda R:TA n.sadikov@rta-moscow.com
@Sadikov_Nikita
По вопросам сотрудничества с R:TA, увеличения продаж и доли рынка, разработки стратегии и креатива присылайте запросы сюда с темой Agenda: nb@rta-moscow.com