Самый тяжелый танк СССР

Последний серийный тяжеловес Сталина: ИС-4

Серийный ИС-4
Серийный ИС-4

История создания

Работы по созданию нового тяжёлого танка ИС-4 были начаты еще в 1944 году в СКБ-2 под руководством Духова Н.Л.В 1944 году были изготовлены 6 опытных образцов под обозначениями 701-1, 5 и 6. Главная задача инженеров было создание перспективного тяжелого танка для завершающего этапа войны и на последующее время. Образцы прошли всесторонние испытания, весной 1945 года были изготовлены дополнительно ещё 2 опытных образца с усиленным бронированием и усовершенствованными узлами и агрегатами.

29 апреля 1946 года Постановлением Совета Министров СССР «Объект 701» был принят на вооружение Советской армии.

В 1946 году Челябинскому Кировскому заводу приказано прекратить выпуск танков ИС-3 и начать выпуск танка ИС-4.

"Объект 701" №1, лето 1944 года
"Объект 701" №1, лето 1944 года
"Объект 701" №2, лето 1944 года
"Объект 701" №2, лето 1944 года
"Объект 701" №5, декабрь 1944 года
"Объект 701" №5, декабрь 1944 года
"Объект 701"№6, 1945 год
"Объект 701"№6, 1945 год

Серийным стал №6.Выпускались ИС-4 с 1947 года по 1949 года.

Всего было выпущено 258 единиц.

Вооружение

ИС-4 вооружался 122 мм пушкой Д-25Т,оставшийся от других ИСов. Боекомплект составлял 30 снарядов.Также танк был оборудован двумя 12,7 мм пулеметами ДШК (спаренный и зенитный).Боекомплект составлял 1000 выстрелов.

ИС-4М - модернизированный,имел усовершенствованную трансмиссию
ИС-4М - модернизированный,имел усовершенствованную трансмиссию

Двигатель

На танке был установлен 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный бескомпрессорный дизель В-12 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 800 см3 и максимальной мощностью 750 л. с. при 2100 об/мин.

Скорость машины по шоссе составила 43 км/ч, запас хода 170 км.

Серийный ИС-4 с десантом из автоматчиков в ходе проведения министерских испытаний, весна-лето 1947 года
Серийный ИС-4 с десантом из автоматчиков в ходе проведения министерских испытаний, весна-лето 1947 года

Войны нет,куда девать танк?

Все 258 танков несли службу в частях на Дальнем Востоке и были сняты с вооружения в 60-х годах. Причиной отказа от дальнейшего выпуска танка явилась дороговизна и сложность производства, что исключало возможность массового выпуска в случае войны с вероятным противником. Чрезмерная масса танка снижала возможности перевозки железнодорожным или автомобильным транспортом.

Во время министерских испытаний, весна-лето 1944 года
Во время министерских испытаний, весна-лето 1944 года

Общая оценка машины

Танк получился самым тяжелым в истории СССР.Из-за чего многие мосты не выдерживали такой танк:

ИС-4, провалившийся на мосту в ходе учений
ИС-4, провалившийся на мосту в ходе учений

На момент проектирования танка,ни одна пушка немцев не могла пробить его броню.Правда, после войны начали создаваться кумулятивные снаряды,которым была не помеха броня ИС-4.