О неприятии себя и окружающих в рамках текущей цивилизации
Объем: 153 web-страницы
Если бы японцы задумали снять очередную серию «Мэн ин блэк» с предприимчивыми марсианами, обладающими азиатским типом внешности и идеально владеющими среднестатистическим набором иероглифов, то за основу вполне можно было бы взять эту книгу.
Конечно, сценарий пришлось бы дополнить шутками для агентов, потому что едкая ирония, фактически незримо змеей скользящая от главы к главе по повествованию, призвана намекнуть на абсурдность нашего мышления, слегка принизить наше самомнение, а возможно, и просто посмеяться над нами Читателями, но уж точно не развлечь нас.
Несмотря на глобализацию последних десятилетий, Япония остается неимоверно закрытой страной, где даже привычные для европейца вещи и явления приобретают некий национальный оттенок, который не бросается в глаза при первой встрече, но неизменно присутствует и даже доминирует в палитре цветов. Поэтому, если обычный японец встречает типичного марсианина на своём пути, то, вероятней всего, ему предстоит к концу книги усомниться в собственной человечности.
А тучи, как люди, совсем как человеки
Тема инакости, которая на поверку оказывается лишь привычным самоощущением, защитной реакцией, отделяющей своего от чужого, является основой произведения. Эта история могла случиться в эпоху великих географических открытий, будь люди внешне одинаковы, совсем как марсиани и земляне. Ведь космический корабль уже мчится к Марсу, чтобы найти там жизнь или опровергнуть возможность ее существования на красной планете, но что если пришельцы уже здесь – просто никто в это не верит.
Острая необходимость самоидентификации и причисление своей персоны к некой сплоченной общности и психологической значимости примыкания к некой группе, объединенной неким единым признаком, например, национальностью, заставляет Героев сомневаться в собственном бытие. Правильно ли остаться самим собой, когда легкий внутренний апгрейд сулит значительные выгоды.
«Перевоплотиться в существо, которое совсем, как человек и в то же время человеком не является», - кидает Автор Читателю. Но стоит ли брать в расчет внутреннее содержание, если внешне все по-прежнему выглядит вполне пристойно? Нормально? Обыкновенно?
Что если, сохранив благопристойный фасад, в голове можно спрятать хоть марсианина, ведь он совсем, как человек.
Бесконечный диалог с бесчисленными версиями
Текст подается от первого лица и представляет собой беседу марсианина с землянином с краткими рассуждениями последнего о происходящем. Можно считать, что это почти детектив, ведь мы разыскиваем пришельца, который и не подозревает о собственном существовании. Что касается самих диалогов – для меня они неоднородны, какие-то занятны, какие-то нелепы, либо слишком сдобрены национальным колоритом, который, наверное, можно оценить только будучи марсианином, то есть японцем.
«Я уже обрадовался было, что у него началась эпилепсия, но, к сожалению, это оказалось просто приступом веселья», - описывает Автор общение с иноземным разумом.
Имеется ли в виду под Марсом Япония тоже вопрос дискуссионный. Я бы назвала Японию совершенно отдельной ни на что не похожей планетой, жители которой еще несколько десятков лет назад совершенно не жаждали идти на контакт с внешним миром, оберегая свою культуру и образ жизни, и как марсиане, предпочли бы изничтожить города на месте приземления космического корабля, чем открыть свой мир для колонизации. Единственная вещь, ради которой вообще стоит ступать в контакт с внешним миром — торговля, и это в рамках книги вполне справедливо и для жителя уединенных островов, и для обитателя далекого Марса.
Можно и дальше продолжать отрицать внешнее влияние разных стран друг на друга, но стоит оглянуться, и окажется, что марсиане давно среди нас и более того, между нами так мало различий, что пришельцем может вдруг оказаться любой из нас.
Это странная короткая история вполне может захватить внимание и приоткрыть завесу азиатского мышления. Моим фаворитом у данного Автора по-прежнему остается «Женщина в песках», но по уровню недосказанности и абсурдности этой недосказанности «Совсем как человек», безусловно, вне конкуренции, что скорей всего и делает его сложным для полноценного осмысления не японцем и не марсианином.
Приятного чтения!
Литературный диалог: ВКонтакте, в Инстаграмм