Перечень нестационарных торговых объектов - таких, как павильоны, киоски, тележки - будет дополнен механическими транспортными средствами, оборудованными для организации общепита - фудтраками. Такая система уже отчасти существовала в Петербурге. Участники рынка говорят, что скорее всего постановление готовят для какого-то единого оператора.
Распределять места под такие киоски будут на специализированных торгах для производителей.
Предложения о местах размещения объектов могут подавать юридические лица, индивидуальные предприниматели, исполнительные органы государственной власти Петербурга, а также граждане, сообщает официальный сайт Смольного. Сбор предложений ведут администрации районов Петербурга. Договоры будут заключаться по результатам проведения аукциона КИО. С мобильных транспортных средств - так называемых фудтраков - будут продавать готовые пищевые продукты промышленного производства и изделия из полуфабрикатов высокой степени готовности.
Также производители хлеба, рыбы, молока и мяса получат возможность продавать свою продукцию в уличных киосках.
Такое решение принято 6 июля на рабочем совещании губернатора Александра Беглова с членами городского правительства. В постановление «О порядке размещения нестационарных торговых объектов» № 1045 будут внесены изменения.
Уже было
Стоит отметить, что автолавки были распространены в Петербурге во времена губернаторства Валентины Матвиенко (2003-2011 годы) и позже - особенно в 2010-2015 годах. Одно время им было разрешено стоять везде, где не запрещено. У станций метро толпились десятки автолавок компаний "Буше", "Месье Патиссье", "Тили-тесто", "Лен Регион Продукт", мурманской компании "Танита фиш", и других производителей пищевых продуктов. В автолавках чаще всего продавали готовые хлебо-булочные изделия, овощи и фрукты, рыбу.
При губернаторе Полтавченко правила расстановки автолавок к городе ужесточили - места нужно было получать по принципу живой очереди. В офисе комитета имущественных отношений - отделении по работе с заявителями - на пр. Стачек начались потасовки, представители компаний к началу работы офиса пытались выстроиться в живую очередь. Поэтому места начали разыгрывать на конкурсе и это совсем не понравилось участникам рынка автолавок.
Сейчас опрошенные "СДП" опытные участники рынка остались равнодушными к сообщению губернатора о фудтраках. "Скорее всего, это постановление готовят под кого-то", - заявил один ветеран рынка, у которого в 2014-2015 годах на улицах Петербурга стояло до 50 автолавок.
Также участники рынка напоминают, что не решен вопрос с правилами дорожного движения - на проезжей части стоять автолавкам и фудтракам запрещают именно эти правила, а на тротуарах - правила благоустройства. "Такая правовая неопределенность сохраняется", - говорят автолавочники.
Ситуацию неоднократно пытался изменить Виктор Евтухов, замминистра торговли и промышленности, подготовив изменения в федеральный закон о торговле - согласно поправкам, фудтраки могли стоять в соответствии с правилами дорожного движения, но в Петербурге чиновники были категорически не согласны с этим - это бы подрывало сборы в бюджет города.
И что сейчас
«Это позволит расширить рынок сбыта социально значимой продукции. Одно важное условие – продавать ее будут сами производители. Это должно снизить цены», - заявил губернатор Александр Беглов, отметив, что в период эпидемии покупать на улице безопаснее, чем в помещении. Он также дал поручение включить зелень и овощи в список продуктов, которыми производителям будет разрешено торговать в киосках.
«Эти меры помогут производителям, нашему малому и среднему бизнесу реализовать свою продукцию в нелегкий для экономики период. Многие петербуржцы получат рабочие места. Также это повысит поступление налогов в бюджет города», - уверен губернатор.
Отметив востребованность нестационарной торговли, особенно в тех районах, где мало магазинов, губернатор подчеркнул, что она должна быть цивилизованной.
Как пояснил глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик, фудтраки смогут устанавливать в том числе фермеры из Ленобласти. Такая мера позволит предприятиям расширить рынки сбыта и избежать доминирования крупных ретейлеров. Так, по оценке КППИТ, сейчас на торговые сети приходится 91% всего оборота продовольствия в Петербурге.
Фудтраки или конкурс
Как говорит предприниматель из Ленинградской области Михаил Белоногов (ИП Белоногов), развивающий потребкооперацию на Северо-Западе и торгующий ягодами и грибами с автолавок, выглядит проект заманчиво, как сыр в мышеловке.
"Интересно, что будет вначале, покупка фудтраков и потом участие в конкурсе, или сначала участие в конкурсе, а потом покупка фудтраков?, - рассуждает Михаил Белоногов, - скорее всего, проект готовят под какого-то производителя этих автолавок и какого-то "жирного игрока", который возьмет на себя большую часть забот о рынке. В прошлом году мы подавали в город записку, что можем обеспечить ягодами и грибами по доступным ценам и гарантированным качеством. Но вот поменялся председатель КИО и никакой реакции нет, поэтому мы все продаем в Москве. Я хотел бы работать здесь, я здесь живу, но не получается, здесь работать невозможно", - резюмирует Михаил Белоногов.
Еще больше информации для малого бизнеса здесь