В отличие от большинства профессий балету нужно начинать учиться в детстве. Возможно, только музыканты и спортсмены стартуют раньше. Нет, не с младенчества, конечно, но в 10-11 лет дети, как правило,подготовленные занятиями, уже поступают в профессиональное учебное заведение, определив свой путь на ближайшие лет тридцать.
Зачем так рано? Дело в физиологии. Чем старше человек, тем менее эластичным он становится - упрощенно говоря. Нужных для танца данных просто не добиться, если начать заниматься в двадцать лет. Танцевать для себя можно, но выступать на сцене академического театра - нет.
Однако у любого правила есть свои исключения. В этом материале - истории пяти людей, пришедших к танцу вроде бы слишком поздно, но многого, очень многого добившихся.
Самый известный пример, конечно, Рудольф Нуреев. Пример действительно самый популярный, но не совсем корректный. В Вагановку, Академию танца имени Вагановой (в те годы - училище имени Вагановой) Нуреев действительно поступил катастрофически поздно - в 17 лет. Но заниматься танцем он начал гораздо раньше, в Уфе. И юному таланту, выбравшему танец своей судьбой вопреки воле сурового отца, выпала счастливая карта. В десять лет, уже будучи одержимым танцем, он попал в руки к педагогу, которой хватило не только опыта увидеть дарование мальчика, но и настойчивости и возможности помочь ему для того, чтобы он поехал в Ленинград. Анна Удальцова, бывшая балерина антрепризы Дягилева, попавшая в Уфу из-за репрессированного мужа, преподавала в Доме культуры. Она же стала заниматься с Рудиком классикой. Благодаря ее помощи и поддержке он реализовал свою мечту и поступил в училище. Кстати, Удальцова была одной из немногих, кого Рудольф навестил, приехав в СССР - ей тогда было уже 100 лет! Она всю жизнь им гордилась, а он всю жизнь был ей благодарен.
Среди “припозднившихся” и великий французский хореограф Морис Бежар. Он, правда, заниматься начал с детства, но это были весьма условные занятия, необходимые хилому от рождения мальчику для поддержания здоровья. А вот осознанный выбор Морис сделал лишь в 14 лет. А уже в 17 дебютировал в марсельской опере! Впрочем, ничего удивительно в этом нет. На дворе стоял 1944 год, в балете очевидно наблюдалась нехватка мужчин.
Довольно быстро Бежар из Марселя сбежал и отправился колесить по стране. С тремя годами обучения, да еще и поздно начав, он, конечно, великим танцовщиком не стал. Дальше кордебалета юношу старались не пускать. Позднее он шутил, что его звездной ролью на сцене стал яблочный червяк. Но Бежар не отчаивался и продолжал активно заниматься. Среди его педагогов была и Любовь Егорова, бывшая балерина Мариинского театра. Довольно быстро Бежар начал переходить от исполнительства к постановкам: своей невероятной энергией, идеями и амбициями он умел заражать окружающих. Свой первый балет Морис Бежар поставил в 24 года! В 27 основал свою первую труппу, а в 33 возглавил труппу Балет XX века, из которой потом выросла его знаменитая на весь мир Bejart Ballet Lausanne. О своем пути через тернии к звездам он, кстати, поставил балет - “Парижское веселье”.
Поздно начала заниматься танцами и звезда американского балета Мисти Коуплэнд. Первая чернокожая прима Американского Балетного Театра (самая престижная труппа США) начала заниматься балетом в 13 лет – до этого она играла в баскетбол и ни о каком балете и не помышляла. У матери, в одиночку поднимавшей шестерых детей, просто не было денег на подобные занятия. Девочке говорили, что шансов у нее нет. Но Мисти продолжала бороться даже тогда, когда казалось, что для профессиональной сцены уже все потеряно. Как и Рудольфу, ей повезло с педагогом, разглядевшей в девочке, пришедшей в заштатный танцевальный клуб, настоящий талант. За этой победой стоит огромная работы и балерины, и педагога, которая даже поселила Мисти у себя дома на несколько лет. В шаге от мечты, в 2012 году, Мисти получила очень серьезную травму, которая вновь могла поставить крест на карьере танцовщицы. Но она вновь победила. Мисти Коуплэнд стала примой в 2014 году, когда ей было уже за 30, остается ей и по сей день.
Среди тех, кто пришел к танцу во взрослом возрасте, и артист, хореограф Егор Дружинин. Его танцевальная карьера – это множество крутых виражей, неожиданных решений и случайностей. Конечно, сыну хореографа сама судьба велела заняться танцами. Но Егор решительно не хотел, хотя судьба и подкидывала возможности. И лишь поступив в институт, вдруг понял, что хочет танцевать! В 18 лет, когда обучение танцу уже положено заканчивать, а не начинать! Дальше были обучение в школе отца и в школе джаз-модерна, получение диплома «Актер кино и драмы», попытка играть в театре, стажировка в знаменитой школе Элвина Эйли, травма колена, первые пробы себя в роли хореографа и, наконец, популярные российские мюзиклы и проект «Танцы. Битва сезонов». В общем, все получилось, но папу надо было слушать :)
Ну и под конец нашего рассказа - человек, который пришел к танцам, наверное, позже всех . Впервые он познакомился с жанром в 20, и лишь в 22 начал учиться! И это не помешало ему стать одним из самых знаменитых хореографов современности и получить титул сэра за свои достижения в этой сфере. Речь, конечно, о Мэтью Борне.
Семья его никакого отношения к театру не имела, а сам Мэтью, хоть и любил танцы с раннего возраста, с театром был связан разве что увлечением, весьма специфическим – одно время он промышлял профессиональным сбором автографов. Неизвестно, что послужило мощным толчком, но к двадцати годам любовь к музыкальным фильмам Метро Голден Майер – а Мэтью был просто буйным фанатом! - переросла в одержимость мюзиклами, а оттуда уже в одержимость танцем. В колледже считали, что он станет балетным критиком – так много он читал и смотрел. Тем не менее, колледж Мэтью закончил как танцовщик и на сцене протанцевал 14 лет. Ставить Борн начал довольно рано, еще будучи танцовщиком, а в 33 года уже основал свою первую танцевальную компанию. С тех пор каждым своим спектаклем он доказывает: никогда не поздно начать!
Чудес не бывает, и исключения лишь доказывают правило, что балетом надо начинать заниматься в детстве. И всё-таки… никогда не поздно!