Найти в Дзене
Газпромбанк

Почему мы покупаем ненужное, даже когда денег не хватает, и как это прекратить

Оглавление

Когда мы собираемся в магазин, у нас в голове уже есть четкий план, что нужно купить. Однако, вернувшись домой, обнаруживаем, что продуктов куплено гораздо больше, а вместо одной блузки в пакете лежат еще джинсы и носки, которых и так полный шкаф.

Мы решили разобраться, почему люди вечно покупают ненужное, и выяснили, что во всем виноват стресс, мозг и маркетологи.

Наше эмоциональное состояние влияет на покупательские решения

У психологов разные мнения о природе импульсивных покупок. Одни говорят, что человек более подвержен этому в момент радости и эйфории, другие — что в момент стресса. Исследования тоже противоречивы.

По статистике, каждый человек в своей жизни периодически покупает что-то ненужное и незапланированное. Можно сделать вывод, что настроение действительно влияет на наши решения внезапно купить что-то напрасное.

Если человек счастлив, влюблен или произошло радостное событие, он может купить больше, чем требовалось. Консультант сможет уговорить приобрести сопутствующие товары, а покупатель под действием гормона радости воспринимает реальность искаженно и, скорее всего, согласится. Например, в вашей семье пополнение: у вас родился племянник. Вы счастливы, бежите в магазин, чтобы купить ребенку соску, а возвращаетесь с пакетом, набитым погремушками разного цвета и формы, ползунками и бутылочками.

Если человек много работает, испытывает чувство одиночества, у него проблемы в семье, он тоже подвержен эмоциональным покупкам. Мозг в состоянии стресса ищет быстрый способ получить вознаграждение и находит его в приобретении какой-то красивой, но на самом деле ненужной вещи или в бургере и бутылке колы.

-2

Евгений Новицкий, психотерапевт, блогер

«Психика работает по принципу сохранения энергии, поэтому включаются примитивные механизмы снятия напряжения от угрозы безопасности: „я как все“, „запасаться“, „спасаться“. В качестве временной меры попробуйте отложить покупку на какое-то время. Важно понимать свое состояние на момент, когда вы находитесь в магазине. Если вы устали, ваши мысли заняты какой-то проблемой, отложите визит в торговый центр. Необходимые продукты можно купить в магазинчике рядом с домом».

Мозг ищет способ получить удовольствие

Исследователь нейробиологии и нейромаркетинга Дэвид Льюис в своей книге «Что заставляет наш мозг покупать» утверждает, что интуитивные решения о покупке принимаются в лимбической системе мозга. Она отвечает за возникновение эмоций, обработку данных, поступающих от наших органов чувств, мышц, кровеносной, пищеварительной и иммунной систем. Все эти сведения интегрируются с хранящейся в памяти информацией и прежде, чем превратиться в действия, подсвечиваются эмоциями. Активность возникает и в соматосенсорной коре головного мозга: человек представляет, как он владеет определенной вещью и пользуется ею.

-3

Проще говоря, когда вы видите товар, который нравится, вы сразу представляете, как будете им пользоваться. Например, чувствуете вкус бургера, или представляете, как пойдете на встречу в новом свитере, или как друзья будут завидовать, что вы купили себе новый гаджет. В этот момент вы не осознаете финансовые последствия покупки — вы мечтаете. Мозг начинает вырабатывать гормоны радости, происходит резкое ускорение сердечного ритма, возбуждение не ослабевает до момента покупки. Через какое-то время приходит разочарование: и бургер не такой уж вкусный, и свитер сидит не так хорошо, как казалось, и гаджет настолько дорогой, что денег до конца месяца не осталось.

Маркетинговые уловки формируют спрос на товары

Импульсивные покупки совершают 84 % покупателей, их незапланированные траты приносят магазинам примерно 50–60 % выручки.

Сеть быстрого питания содержит в логотипе желтый и красный цвета, потому что они вызывают аппетит. В супермаркете полка с шоколадными яйцами расположена низко, чтобы ее увидел ребенок. Рядом с алкоголем всегда находится полка с закусками, чтобы вы вспомнили сочетание вкусов пива и сухариков и захотели это повторить. В хлебном отделе ароматно пахнет выпечкой, чтобы вы купили не только хлеб. Самые нужные товары находятся в глубине магазина, чтобы на пути к ним вы прошли множество ярких стеллажей со сладостями, газированными напитками и мясными изделиями.

Не отстают и магазины одежды. В бутике играет подиумная музыка, чтобы вы почувствовали себя частью модного мира. В примерочной подобрано освещение, которые скрывает недостатки фигуры и выгодно показывает вещь. В обувном магазине предлагают купить три пары обуви по цене двух, и вы их покупаете в надежде получить выгоду, а дома понимаете, что три пары вам просто не нужны.

Статистика показывает, что 40% импульсивных трат составляют онлайн-покупки. На сайте магазина вам предложат вещь, которая подходит к той, что вы купили. Утром вы получите электронное письмо с 30-процентной скидкой на сопутствующий товар. А в социальных сетях вам покажут платье, которое так прекрасно смотрится на модели. В интернете больше точек взаимодействия с покупателем, и маркетологи этим пользуются. В магазин вы ходите не столь часто, а телефон с интернетом с вами постоянно.

Как прекратить покупать ненужное

Мы перечислили три возможных причины, почему люди вечно совершают спонтанные покупки, а потом жалеют. А вот список действий, которые помогут это прекратить:

  1. Поешьте перед походом в магазин. Когда вы голодны, вас проще убедить купить кучу ненужных вкусняшек, которые, скорее всего, вы потом выбросите
  2. Составьте список того, что вы хотите купить. Так ваше внимание будет сосредоточено на пунктах списка, а не на манящих упаковках на прилавках.
  3. Постарайтесь отложить незапланированную покупку на следующий день. Например, увидели в интернете красивую вещь — сохраните сайт в закладки, а завтра утром снова подумайте, действительно ли эта вещь вам так нужна.
  4. Занимайтесь спортом и ешьте больше витаминов, это поможет повысить уровень дофамина — гормона радости. Вы будете меньше подвержены стрессу, соответственно, и покупок по этой причине будет меньше.
  5. Составьте список маленьких радостей. Например, сходить в парк или посмотреть любимый сериал. Когда появится желание скупить весь магазин, вы будете знать, что есть альтернатива быстро получить радость. Со временем вы научитесь отслеживать это состояние, понимать потребность и заменять ее на что-то более экономичное.
  6. Ведите учет повседневных покупок. Если вы клиент Газпромбанка, актуальный баланс и историю операций по банковской карте можно посмотреть в нашем приложении «Телекард 2.0» для iOS и Android.
  7. Поставьте себе цель купить что-то очень ценное и откладывайте. Когда вы внезапно захотите купить какую-то вещь, вы вспомните про свою цель. Удержаться от спонтанного приобретения будет легче. Собрать нужную сумму поможет накопительный счет «Управляй процентом» от Газпромбанка по привлекательным условиям: чем больше пополняете, тем больше ставка — до 6% годовых.

Листайте дальше или переходите по ссылке, чтобы узнать подробнее о накопительном счете «Управляй процентом» и оставить заявку.