Друзья, для начала мы вообще поймем, откуда взялись животные на нашей планете и как они стали такими, как сейчас. Кратенько вспомним основные этапы эволюции и потом уже медленно и с удовольствием будем изучать современную фауну. Сделаем мы так, потому что именно в прошлом мы сможем найти ответы на вопрос, как сроднились киты и бегемоты или откуда панцирь у черепах.
Ну что, поехали? Точнее, понеслись: для начала мы быстренько проскочим около четырех миллиардов лет. Проскочим, но не пропустим, чтобы понять, как все начиналось.
Я не буду подробно останавливаться на названиях, классификации и даже биоразнообразии древних животных. Важнее найти общие закономерности, которые диктовали развитие жизни тогда. Потому что с тем же успехом они работают и сейчас.
Итак, знакомьтесь: LUCA -- последний универсальный общий предок всего живого. Безъядерный микроорганизм (прокариот), который передал нам единый генетический код из четырех нуклеотидных оснований. Нам -- это глистам, цветам, людям, грибам, обезьянам, мышам, в общем, всему, что имеет гены.
РНК это было или ДНК -- науке точно неизвестно. Так же, как и неизвестно, откуда у нас вообще взялась жизнь. Либо ее ветром надуло -- космическим и вероятнее всего с Марса, -- либо так удачно сложились атомы, и какие-то из органических молекул научились себя реплицировать, т.е. воспроизводить. А стенки капель воды стали для них клеточной стенкой.
Спустя сотни миллионов лет от LUCA произойдут такие же одноклеточные безъядерные археи и бактерии. Самыми крутыми среди них станут цианобактерии. Эти малютки научатся расщеплять воду и обогатят атмосферу Земли кислородом. Он окислит метан, превратив его в менее теплоемкий углекислый газ.
Земля остынет, покроется снегом, и на триста миллионов лет воцарится гуронское оледенение.
Незадолго до глобального похолодания и первого массового вымирания один прокариот сожрет другого и не сможет переварить. Так появятся эукариоты – организмы, имеющие оформленное ядро в клетке. Сожрав очередного прокариота, они приобретут способность к аэробному окислению, которое дает на порядок больше энергии. Эукариоты станут активно осваивать места, недоступные анаэробам.
Пережив ледниковый период, одноклеточные эукариоты научатся объединяться в сообщества с единым управлением. Здравствуйте, первые многоклеточные организмы.
В самом начале это были крошечные создания из нескольких клеток. Позже они разделятся на царства грибов, растений и животных. Останутся и одноклеточные – простейшие.
Эукариоты и прокариоты начнут делить территорию с учетом своей приспособленности. Прокариоты уйдут в теплые моря, более хладостойкие эукариоты освоят высокие широты, где ниже температура и больше кислорода. Начнется очередное оледенение, которое еще больше сместит баланс в пользу эукариот.
После него растаявшие снега вынесут в моря большое количество минеральных веществ. Они послужат катализатором бурного развития жизни в воде.
Да, жизнь пока еще только в воде, на суше - сплошная пустыня. Мы, кстати, уже в вендском, хотя правильнее сказать эдиакарском, периоде, последнем периоде протерозоя, среди многослойных микробных матов, водорослей и удивительных животных со странной симметрией - вендобионтов. Видов их было не так много, и считается, что из-за очередного оледенения в конце эдиакария они вымерли полностью, не оставив потомков. Остатки эдиакарской фауны, которые не имели отношения к вендобионтам, позже проиграли бронированной живности кембрия и канули в Лету во время скелетной революции. Подробнее про это расскажу в следующей статье.
Друзья, мы с вами окинули взглядом 4 миллиарда лет. Все это время шли бомбардировки астероидами, менялся климат, атмосфера, ландшафт, периодически извергались вулканы. Этот огромный временной период включает в себя три эона (катархей, архей и протерозой), но их можно объединить в одно слово -- докембрий. Это такой базис, благодаря которому за последние 535 миллионов лет фанерозоя в животном мире произошло намного больше событий, чем за предыдущие 4 миллиарда.
В конце напомню, что поворотными моментами на этом отрезке, помимо появления самой жизни, стали:
- появление клеточной стенки, а следовательно – клетки. То есть отдельной и самостоятельно функционирующей живой единицы.
- появление цианобактерий. Именно им мы обязаны появлением кислорода в атмосфере в таком количестве, чтобы эволюция пошла по пути доминирования аэробных процессов. Правда, один из мощнейших ледниковых периодов – это тоже они))
- образование ядра, то есть появление эукариотов. Ибо только им дано стать многоклеточными организмами. Прокариоты могут собираться в колонии, но это будет сборище автономных одноклеточных организмов.
Дальше мы плавно влетаем в фанерозой и чуть сбавим скорость. Но не сильно. Поглядим на скелетную революцию, помашем ручкой динозаврам, посмотрим, как некоторые животные уйдут обратно в воду. Как они выходили – тоже узнаем. А потом – приземлимся среди нашей современной фауны, с которой останемся уже надолго.
__________________________________
Друзья, если готовы идти со мной дальше, ставьте лайк, подписывайтесь, пишите комментарии. Жду вас в следующей статье.