Кино плаща и кинжала - один из самых популярных и долгоживущих жанров голливудского кино. Начиная с Великого Немого и заканчивая эпохой CGI, продюсеры вкладывали приличные деньги в очередные приключения Робин Гуда, Зорро и других костюмированных героев средневековья и Нового времени. Благо, литературных источников, откуда можно было активно черпать вдохновение и на которые за давностью лет не распространялись авторские права, хватало: Вальтер Скотт, Генри Райдер Хаггард и прочие.
В то же время во Франции не наблюдалось недостатка и в своей историко-приключенческой литературе. И если романы Александра Дюма с успехом экранизировались в Голливуде, то произведения Эжена Сю и Мориса Дрюона были эксклюзивом. Кроме того, традиции авантюрной литературы с благородными разбойниками и навороченными сюжетами во Франции насчитывали большее время, чем в США. Кроме того, французская история, особенно 19 века, была так насыщена на интересные события, что собственное кино плащи и шпаги, похожее и в то же отличное от голливудского, просто не могло не появиться.
Расцвет коммерческого историко-приключенческого кино страны пришёлся на 50-е и первую половину 60-х. Где-то с середины 60-х поток начал сходить на нет: французская новая волна, изменение цензурных правил и заметно выросший общественный пессимизм сыграли с легким жанром не самую положительную роль. Однако, время от времени масштабные фильмы плащи и шпаги во Франции все же появляются.
5 чисто французских приключенческих фильмов
Фанфан-Тюльпан (Fanfan la Tulipe), 1952, режиссер - Кристиан Жак
Визитная карточка французского кино плаща и кинжала. Жерар Филипп в образе существенно отличается от короля голливудского приключенческого кино Эррола Флинна: персонаж получился большим трикстером, чем это было принято в голливудском кино. Трудно сказать, из этого ли фильма растут ноги капитана Джека Воробья, но схожесть в образе действий персонажей заметна.
Капитан (Le capitan), 1960, режиссер - Андре Юнебель
Главной звездой французских фильмов плаща и шпаги конца 50-х - начала 60-х, когда жанр добился максимальной популярности, был Жан Маре. В этой экранизации романа Мишеля Жеваго он исполняет роль приключенца, спасающего молодого короля Франции от недобрых заговорщиков.
Парижские тайны (Les mystères de Paris), 1962, режиссер - Андре Юнебель
Экранизация ключевого для всего приключенческого жанра романа писателя Эжена Сю, ставшего популярным еще до того, как Александр Дюма "захватил" рынок. Главную роль вновь исполняет Жан Маре, уже привыкший к 1962-м году к историческим костюмам.
Черный тюльпан (La tulipe noire), 1964, режиссер - Кристиан Жак
Дебютом в авантюрном жанре Алена Делона стала экранизация романа Дюма "Черный тюльпан". В фильме Делон перевоплотится в благородного вора, представляющего собой что-то среднее между Робином Гудом и Зорро. И если речь зашла о французском "Зорро"...
Зорро (Zorro), 1975, режиссер - Дуччо Тессари
В карьере Делона нашлось место не только для клона Зорро, но и для оригинального. Правда, случилось это уже после того, как во Франции случился спад популярности фильмов плаща и шпаги, в то время как в Италии на короткий период времени они вошли в моду. На этом фоне и вышел франко-итальянский "Зорро".