Русский поэт и писатель Борис Леонидович Пастернак считал музыку Фредерика Шопена "олицетворением достоверности в своём собственном платье", а также "изобилующей подробностями и производящей впечатление летописи жизни". Таким образом, он подвергает сомнению незыблемую аксиому о романтизме композитора.
Более того, писатель ставит Шопена в один ряд с реализмом Льва Толстого:
Его творчество насквозь оригинально не из несходства с соперниками, а из сходства с натурою, с которой он писал. Оно всегда биографично не из эгоцентризма, а потому, что, подобно остальным великим реалистам, Шопен смотрел на свою жизнь как на орудие познания всякой жизни на свете и вёл именно этот расточительно-личный и нерасчетливо-одинокий род существования.
Появление музыки Шопена в современных эстрадных песнях почти всегда глубоко интимно. Исполнители используют нежные гармонии композитора чтобы рассказать слушателю о своих самых сокровенных вопросах и проблемах.
Существует ли женская дружба?
Вальс до-диез минор (ор. 64, No. 2) включён французской хип-хоп певицей Nâdiya в шлягер 2006 года "Amies-Ennemies" ("Подруги-враги"), повествующий о горькой правде жизни:
И не осталось ничего,
Кроме мотива Шопена,
Потихоньку
Время отдаляет нас,
И улетает, и улетает …
Сегодня подруги, завтра - враги.
Пока смерть не разлучит нас
Импульсом к созданию композиции "Exit Music" ("Прощальная песня") стали кадры из мелодрамы База Лурмана "Ромео + Джульетта":
Как только мы увидели сцену, в которой Клэр Дэйнс держит кольт 45 калибра у виска, мы немедленно приступили к работе.
Песня прозвучала на финальных титрах фильма и вошла в альбом "OK Computer" британской рок-группы Radiohead.
Намеренно или неосознанно, но мотив песни построен на тематизме болезненно-меланхоличной Прелюдии № 4 ми минор (op. 28).
Фронтмен группы Томас Йорк свидетельствует:
Я посмотрел постановку Дзеффирелли в 13 лет и выплакал все глаза, потому что не мог понять, почему они просто не убегают на следующее утро после того, как сошлись. Эта песня для двух влюблённых, которым нужно бежать до того, как случится трагедия.
Найдена мёртвой у дороги
Эту же Прелюдию использует культовый французский композитор Серж Генсбур в песне 1969 года "Jane В". Исполняет - главная женщина на тот период его жизни - английская актриса и певица Джейн Биркин.
Обычное перечисление фактов под грустную музыку Шопена - имя, возраст, цвет глаз и волос - вызывает чувство безвозвратной потери близкого человека.
Голубые глаза, тёмно-русые волосы,
Джейн Би.
Бледное лицо, римский нос,
Пропала без вести этим утром
Без двадцати пять.
Я люблю тебя, папа!
В 1971 году у Генсбура и Биркин родилась дочь. Для альбома 1984 года "Love on the Beat" композитор написал специальную песню, чтобы исполнить её дуэтом с тринадцатилетней Шарлоттой.
Текст песни и музыкальное видео к ней имеют ярко выраженный скандально-провокационный характер, а музыка взята из томного Этюда № 3 ми мажор (op. 10). Сам Шопен утверждал, что никогда в жизни не писал более прекрасной мелодии.
Изысканный эскиз,
Прекрасное дитя,
Моя плоть и кровь,
Мой ребёнок, моя душа.
Ты меня никогда не слушаешь
О вечной теме притяжения мужчины к женщине поёт американский певец Барри Манилоу. Песня "Could It Be Magic" ("Быть может это волшебство") стала в 1975 году одним из первых его хитов. В основу композиции положена двухминутная Прелюдия № 20 до минор (op. 28), носящая, на самом деле, откровенно погребальный характер.
Лирический герой песни, скорее всего, уже мёртв:
Дух движет мной
Каждый раз, когда я рядом с тобой ...
Находясь рядом с возлюбленной Мелиссой, он безуспешно призывает её в свои объятия, делая недвусмысленные намёки:
Леди, вознеси меня,
Выше склона холмов,
Туда, где жеребец встречает солнце.
но девушка его не слышит.
Пастернак был прав, когда написал, что у Шопена "действительность больше, чем у кого-либо другого, проступает наружу сквозь звук".
Это, действительно, какое-то волшебство.
А мне остаётся лишь рассказать традиционную несмешную байку:
Появление сочинений Шопена ознаменовало новую эру в обращении с фортепиано, как в технике композиции, так и в технике исполнения. Рассказывают, как Шопен в Париже встретился со знаменитым пианистом и педагогом Фридрихом Калькбреннером, надеясь получить от него ценные советы.
Калькбреннер сурово раскритиковал его игру и предложил Шопену посещать свои занятия в консерватории.
В ответ Шопен поставил на рояль один из своих "Этюдов" и попросил Калькбреннера его сыграть.
Высокомерному пианисту это было совершенно не по силам, ибо его техника не соответствовала требованиям, предъявляемым музыкой молодого автора.
Каталог всех публикаций канала.
Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.
При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!