Русский поэт и писатель Борис Леонидович Пастернак считал музыку Фредерика Шопена "олицетворением достоверности в своём собственном платье", а также "изобилующей подробностями и производящей впечатление летописи жизни". Таким образом, он подвергает сомнению незыблемую аксиому о романтизме композитора. Более того, писатель ставит Шопена в один ряд с реализмом Льва Толстого: Его творчество насквозь оригинально не из несходства с соперниками, а из сходства с натурою, с которой он писал. Оно всегда биографично не из эгоцентризма, а потому, что, подобно остальным великим реалистам, Шопен смотрел на свою жизнь как на орудие познания всякой жизни на свете и вёл именно этот расточительно-личный и нерасчетливо-одинокий род существования. Появление музыки Шопена в современных эстрадных песнях почти всегда глубоко интимно. Исполнители используют нежные гармонии композитора чтобы рассказать слушателю о своих самых сокровенных вопросах и проблемах. Существует ли женская дружба? Вальс до-диез мино