Дорогие коллеги, накатывает на Вас "ностальгии по настоящему" - как сказал поэт. Такое особое настроение, когда хочется пересмотреть какое-то кино из детства - с погонями на машинах 70-х, дефицитными кожанками, милицейской формой, строгим, но справедливым полковником, политинформацией по понедельникам, бесхитростными лицами и предсказуемым финалом, но снова и снова пересматривать Сыщика или Подпаска с огурцом уже просто невозможно, хочется чего-то нового, веселого, феерического, при этом до боли родного?
Вы принимаетесь перебирать кассеты в кладовке - пыльные старые, забытые, и улыбаетесь от одних названий:
"Без паники майор Кардош!" - кто же в свои 45-50 годиков не вдел фильм про Кардоша и Капельку? Самый известный фильм трилогии режиссера Шандора Сёньи, куда входят так же ленты "Языческая мадонна" 1980 года и "Заколдованный доллар" 1985. Героических венгерских суперменов, бросившихся на поиски антиквариата, сыграли Андраш Керн и Иштван Буйтор. Там еще было озеро Балатон, варьете с перьями, сверкающие авто и даже вертолеты!
Ого! Еще один любимейший герой суровый и справедливый - "30 случаев полковника Земана" - чехословацкий детектив, выходил сезонами, практически как современные сериалы, с 1974 по 1979 годы. Смотрели на каникулах у бабушки по черно-белому телевизору, и безмерно огорчались, если отправляли спать до конца серии!
Ну и совсем древний артефакт - за таким раритетом уже Капельке впору гоняться, чтобы передать в музей. Помните, как пани Иоанну в детективах Хмелевской постоянно называют - "Капитан Клосс" в юбке? " - капитан Клосс - супергеройский разведчик, польский коллега нашего Штирлица, герой сериала "Ставка больше чем жизнь", 1967 года. Но - лучше отложите кассету, воспоминания об этом фильме куда приятнее повторного просмотра.
Отложим в сторону пыльный томик Богомила Райнова, если он чем и интересен то литературоведческим исследованием о стилистике нуара "Черный роман". Эти потрепанные книжки все равно на болгарском, и без перевода ясно - эффектный персонаж в смокинге на обложке вовсе не Джеймс Бонд, а его болгарский двойник - Эмиль Боев. Про него тоже наснимали кучу фильмов - но все они наподобие снятой в 1973 году "Большой скуки", уступают романам по динамике и интриге.
Вот и добрались до истинного сокровища "социалистического нуара" - фильмов о комиссаре Микловане, трудно поверить, что они сняты в Бухаресте, на студии Романиафилм, а не в темных закутках под парижскими мостами или в Лондонских доках. На общем фоне фильмы о Микловане выглядели довольно жесткими. Всего фильмов шесть, но в советском прокате пользовались особой популярностью "Комиссар полиции обвиняет" 1974 года, существенно повлиявший на визуальную стилистику "Место встречи изменить нельзя" и "Комиссар полиции и малыш" (оригинальное название - Дуэль) 1981 года.
А вот что-то незнакомое. Товарищ детектив
Вроде, тоже румынский, многосерийный - середины 80-х? С хмурыми парнями из угрозыска, справедливыми партийными бонзами и слетевшими с катушек валютчиками, фарцовщиками и шпионами! С киллером в резиновой маске Рональда Рейгана? Не припомните такой?
Я тоже не помню.
Потому что открыл миру этот потерянный шедевр в жанре "найденная пленка" спродюсированный и снятый для VOD платформы Амазон Прайм в 2017 году с участием Ченинга Татума, и добросовестно пародирует все возможные клише из "красных боевиков", плотно насыщает каждый кадр узнаваемыми приметами времени, а затем добавляет еще немного остренького - боевки и трэша эпохи видеосалонов.
Результат прекрасен! Режиссеру Ризу Томасу удалось устроить целому поколению экскурсию прямиком в детство на ускоренной перемотке. Только для сильных духом и памятью, фанатов криминальных комедий и комедий абсурда!